ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ: МУЗЕЙ РЕТРО АВТОМОБИЛЕЙ В ЧЕРНОУСОВО

 

И сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда я вижу ЭТО. Чувствуете? Любопытство, драматизм, возвышенную патетику, накал эмоций? Нет? Тогда добро пожаловать в музей Михаила Красинца. Mechanic3035 о противоречиях в мире людей и машин.

Когда –то мне нравилось заглядывать в чужие гаражи… Было в этом почти эстетическое наслаждение, когда я видел все эти железки, инструменты, запчасти – непременные атрибуты, спутники, отличия настоящего автолюбителя от наездника. Мне нравилось, когда гараж больше напоминает маленькую мастерскую и рачительный владелец сам ремонтирует своего железного коня…
Но времена изменились, на месте старых « Жигулей» в тех же самых гаражах появились дорогие иномарки, где и ломаться-то нечему, а если что и требует ремонта, то с ним превосходно справляется дилерский центр или, на худой конец, какое-нибудь среднего пошиба СТО.
Ностальгия – сложное чувство. Иной раз воскресить воспоминания тяжело, иной раз легче легкого…

Вот и эта Победа, что на фото выше заставила память работать…

Окна нашей школы выходили аккурат во двор, где размещались гаражи: два десятка облезлых разноцветных ракушек слегка подубитых временем. И в одном из этих маленьких металлических домиков жила старая Победа…Когда-то, стало быть, Победа была темно- зеленой, но теперь её краска помутнела и вкупе с появившимися пауками ржавчины, тускло отсвечивающим на солнце хромом бамперов и решетки радиатора, а также лысой резиной не добавляла машине привлекательности…И тем не менее, Победа была живая. Хозяин исправно навещал ее, выгонял на улицу солнечным сентябрьским днем, ремонтировал, регулировал, подкачивал колеса… потом куда-то ненадолго уезжал…
Периодически картина повторялась, но никогда Победа, стоявшая перед железным гаражом в ожидании своего хозяина мне не надоедала. Казалось, я был готов смотреть на нее часами…Что-то было трогательное, щемящее и чистое в этом 40 летнем Old School авто и не слишком молодом, но рукастом и преданном владельце
Гром грянул среди ясного неба. Однажды, выйдя на крыльцо школы на перемене, я увидел толпу малолетних дебилов, восседавших на крыше и крыльях беспомощной и одинокой машины. Передний бампер уже валялся на земле, лобовое стекло выбито, шины порезаны, невесть куда делось хромированное зеркало заднего вида…Погром прекратили довольно быстро – на улицу выскочили учителя, завучи и даже директор собственной персоной…Однако, Победе был нанесен серьёзный удар, серьезный удар – и моральный, а скорее финансовый был нанесен и ее небогатому владельцу. Конечно, с зачинщиков пытались взыскать какую-то компенсацию, но ее вряд ли бы хватило на покрытие всего ущерба… После описанных событий, машина простояла в растерзанном виде еще с неделю, а потом исчезла… Еще через две недели ее место занял серый ЛуАЗ и все понеслось по привычному и знакомому кругу: ремонты, регулировки, подкачка шин – все бы ничего, но не было уже той прежней гармонии, был лишь скучный осенний день и длящиеся целую вечность уроки…
К чему я все это вспомнил? Та Победа, которую можно лицезреть на фото, почти сестра той, которую разгромили юные любители техники – совпадает и цвет и состояние. Разница лишь в том, что описанный мной экземпляр подвергся жестокой экзекуции, а машина на фото…стоп, да ведь это музейный экспонат! Да, да не удивляйтесь – Победа на фото, один из многочисленных экспонатов музея Михаила Красинца.

Представьте себе

В деревне Черноусово, что в Тульской области есть любопытный такой музей, который вряд ли кого может оставить равнодушным. Сюда съезжаются поглазеть не только с соседних сел и поселков, но и из соседних областей…Приезжают даже со столицы (а это на минуточку почти 280 километров), на дорогих BMW и Mercedes месят грязь по непролазным направлениям глубинки, вытаскивают из кофров дорогую фотоаппаратуру фотографируют, позируют, делятся умными мыслями, а по приезду вспоминают о великом чудаке, а по совместительству основателе и директоре музея Михаиле Юрьевиче Красинце. Вспоминают по разному и говорят всяко разно…благо, поводов для этого хоть отбавляй.
А все дело в том, что Красинец создал в Черноусово автомузей. Казалось бы, ну и что? Да по просторам СНГ, да если еще и поискать, то можно и не такое найти, да и слеты всякие на любой вкус регулярно проводятся, авто фесты ( вроде Old Car Fest ) и все такое прочее. Но у Красинца в арсенале более 300 (!) советских автомобилей разных лет выпуска, что автоматически дает статус одного из самых больших автомузеев в мире.

Вся беда заключается в том, что статус есть ( и это не шутка: музей Красинца признан таковым официально в 2004 году), а вот сам музей… как бы это помягче, скорее напоминает свалку истории — груду металлолома, которая догнивает под открытым небом. Сказать, что это наше такое отечественное ноу хау, наше видение современного подхода, чтобы завлечь пресыщенных разнообразием туристов… совсем нет. В США существуют и далеко не в единственном экземпляре целые кладбища старых автомобилей, да что там – целые брошенные поселения…до которых, впрочем, никому нет дела…
Орегон, Невада, Техас, Калифорния… список штатов, где можно отыскать нечто подобное можно продолжать…

Другое дело у нас. Надо заметить, что советский автопром никогда выгодно не отличался от западного: авто выходили неказистые и большей частью сугубо утилитарные: ни тебе особых дизайнерских изысков, ни атрибутов комфорта, ни хитроумных агрегатов под капотом – возит на дачу и с дачи – уже хорошо, лишь бы не ломалось. Однако, даже этих неказистых отечественных «Волг» и «Москвичей» по сравнению с американскими марками было выпущено не так уж и много… Увидеть вживую какой-нибудь Москвич 427 можно далеко не на каждом ретро-фесте… Однако, и Москвич 427 и гораздо более экзотические модели советского автопрома представлены во всем великолепии в музее Красинца. Это великолепие вы можете лицезреть на фото ниже, позаимствованные из просторов Интернета.
Вот например, Москвич семейства 400. Вид московской малолитражки, почти вросшей в землю по самые ступицы, несомненно, завораживает… И действительно, где еще такое встретишь… Такие экспонаты давно исчезли даже из сел…

Другой образец народного автомобиля по-советски: ЗАЗ 965 «Запорожец»
Запорожская малолитражка в облупленном кузове и без передней оптики изумительно сочетается с покосившимся домом на заднем плане…

Правда мне милей немного другая экспозиция…К музею Красинца данный экспонат не имеет никакого отношения, что можно понять уже по состоянию машины…

Москвич 423. Когда-то эта модель была мечтой советского дачника. Все дело в вместительном кузове с распашной задней дверью… Сколько же скарба можно было перевезти в такой машине! Впрочем, в свободную продажу Москвич 423 не поставлялся…Из чего можно сделать вывод, что данное авто довольно редкое. Редкое авто догнивает среди сорной травы и бурьяна…

«Победа» — как известно, именно так изначально называлась яхта капитана Врунгеля, построенная для участия в парусной регате…Как известно, во время отплытия две буквы оторвались и название яхты приняло совсем другой вид…Это другое название: «Беда» приходит на ум, когда рассматриваешь то, что осталось от некогда легендарных машин ГАЗ М20.

А вот полноприводная «Победа» ГАЗ М72 — один из первых в мире вседорожников повышенного комфорта… Авто отличали несущий кузов и аграгаты от ГАЗ 69.
Поверить в то, что это авто музейный экспонат сложно. Как и в то, что оно вообще когда-то обретет вторую жизнь…

ГАЗ 22 «Волга» — да еще и в санитарном исполнении…мечта любого коллекционера советской автотехники… До наших дней таких машин дожило не много… Одна из них доживает свой век в музее Красинца…

Для сравнения ГАЗ 22 С, засветившаяся на октябрьском Old Car Land в Киеве. Данному авто еще только предстоит реставрация. Оригинальное состояние. Выводы делайте сами…

Однако, больше всего восхищает своеобразная любовь господина Красинца к автомобилям, которые сейчас для простоты проще именовать представительским классом…
Вот таких ЗИМов в свое время было выпущено 21,5 тыс экземпляров…

Автомобилей ГАЗ 13 «Чайка» и того меньше: чуть более трех тысяч…

Еще меньше тираж выпуска «Чайки» второго поколения – ГАЗ 14 – около 1100 экземпляров…
Такие авто и в таком виде…Экономия, кризис, безответственность? А может все же диагноз?

Помнится, красавицу ГАЗ 14 сгубила горбачевская борьба с привилегиями, из-за чего в 1988 году машину сняли с производства… Однако, далеко не всем, что остались в живых «Чайкам» уготована счастливая судьба…

Среди обширной коллекции есть и просто уникальные автомобили, дожившие до наших дней в количестве всего нескольких экземпляров:
Один из таких, Москвич 3-5-5, вариант замены набившей оскомину 412 й модели. Позднее некоторые наработки по данному направлению были реализованы на модели АЗЛК 2140, ставшей на конвейер в 1976 году…

Москвич 415 – редкость из редкостей… Впрочем, какой смысл говорить об уникальности этого автомобиля, если перед глазами лишь металлолом.

За кадром…

За кадром, то есть за пределом объективов фотокамер, осталась двойственность, которая разрывает логику обыденности… С одной стороны, Михаил Красинец – образец стойкости и мужества. Вдумайтесь, покупать за свои кровные старые автомобили, заниматься ими в меру сил, привлекать в свой музей новых посетителей – так еще задача… И ведь приезжают! Несмотря на непролазные направления, удаленность от мегаполисов и, прямо скажем, весьма неоднозначное понимание данного музея… С другой стороны, я очень даже понимаю ценителей отечественного ретро, которые вопят о уничтожении Красинцом культурно-исторического наследия, коим конечно же, являются и автомобили…А ведь есть еще и третья сторона, заключающаяся в поддержке государством вот таких вот энтузиастов-одиночек. Впрочем, государству всегда было наплевать, стоит ли надеяться?
И все же. Как известно, реставрация – процесс крайне дорогой и кропотливый… Как известно, восстановить можно далеко не все и не всегда, и реставраторы в целях сохранения максимальной аутентичности прибегают к покупке доноров, то бишь еще пары автомобилей той же модели в более менее комплектном состоянии с целью из нескольких автомобилей собрать один… Часто процесс поиска как доноров, так и экземпляров под реставрацию выливается в целую эпопею – не так уж много их осталось…
Посмотрите еще раз на все те фото, что были приведены выше…Судьба всех этих автомобилей сгнить и постепенно уйти в землю, как туда уходит все живое, когда перестает жить…Не важно, что все эти машины частная собственность, важно, что все они – часть нашей истории, часть нас, если угодно… А ведь историю невозможно купить. Ее можно только хранить…
В данном случае, видимо, сохранить ничего не удастся. Уже сейчас большинство автомобилей Красинца не сгодятся даже на запчасти… И это обидно… Господину Красинцу же от всей души хотелось пожелать, чтобы у него хватило благоразумия отдать ( продать, подарить ) хотя бы самые редкие авто из своей коллекции в руки реставраторов… Пока еще не поздно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.