СОР ИЗ ИЗБЫ: ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТОМ СТО

1413377613_10

Отчего сервисмены не любят Жигули, что общего у Мерседеса и Таврии, и для чего автослесарю нужно высшее образование…Ремонты, машины, люди глазами профессионального авторемонтника…

Их сотни: маленькие мастерские, гаражи, сарайчики и другие хозпостройки уже давно заполонили обочины в городах, а также вне городов и вообще везде, где успели оставить свой отпечаток автомобильные колеса. Гордые, но часто покосившиеся, вывески «СТО» украшают их фасады. Рядом обычно табличка, а может и бигборд на котором подробно указан весь перечень выполняемых работ: «шиномонтаж, рихтовка, автоэлектрик, компьютерная диагностика,регулировка схода/развала» и т д . Картину дополняют чумазые работяги, курящие у ворот и пара тройка замызганных и, как правило не очень новых автомобилей, ждущих ремонта. Кому не знаком подобный пейзаж? Однако, что за всем этим кроется?

Разобраться в данном вопросе мне помог человек, который работает на СТО уже далеко не первый год….У Алексея достаточно узкий профиль – он специалист по ремонту стартеров и генераторов

starter-generator

И сегодня он готов поделиться с нами спецификой своей работы.

Алексей, собственно, почему именно стартера / генераторы?  Почему ты выбрал для себя именно это направление?

Заниматься ремонтом стартеров / генераторов я начал совершенно случайно. Однажды, на глаза попалась соответствующая вакансия и я решил: а почему бы не попробовать? До этого у меня уже был опыт работы автоэлектриком. К слову, этот опыт весьма пригодился впоследствии.

И все таки, почему ты предпочитаешь называть себя не автоэлектриком, а специалистом по ремонту отдельных узлов?

Автоэлектрик очень широкое понятие…Однако, преимущественно, вся работа автоэлектрика сводится к устранению неисправностей в проводке: иными словами, найти контакт, так где его нет и устранить там, где его быть не должно… Установка допоборудования вроде ксенона, центральных замков, автосигнализаций тоже его стихия…

Я же занимаюсь исключительно ремонтом стартерно-генераторного оборудования, как правило, не размениваясь на другой вид работ

Несомненно, опытный электрик без труда сможет разобраться, к примеру, с диагностикой неисправностей генератора, но ремонтировать узел ему будет несподручно из-за отсутствия специального оборудования и базы запчастей под рукой…

То есть, при узкоспециализированной СТО обязательно должен быть свой склад запчастей?

Именно…Иначе было бы просто нерентабельно заниматься подобного типа ремонтами…Посуди сам, к примеру, клиенту нужно поменять в стартере втягивающее реле и бендикс… Он тратит свое время, покупает запчасти самостоятельно… мы их устанавливаем и клиент довольный уезжает… чтобы через две недели вернуться на гарантийный ремонт с претензией, что его некачественно обслужили. Однако, на самом деле причина всего лишь в некачественных запчастях, которые он же и купил…

Какие марки авто преимущественно обслуживают на вашем СТО. Есть ли какие-то предпочтения?

В принципе мы занимаемся обслуживанием и ремонтом почти любых автомобилей, без разбора по маркам. Узкая специализация позволяет иметь в наличии запчасти для стартеров / генераторов не только для авто одного концерна, скажем VAG, но и французов и японцев… Плюс к этому, в большинстве случаев, мы способны предложить клиенту сразу несколько вариантов взамен запчасти требующей замены исходя из качества и цены.

Предпочтения конечно же есть…Наиболее продуманные в плане ремонта, на мой взгляд, немцы, особенно старые немцы: Mercedes Benz W 123, W124, VW Passat B3, Golf 3, AUDI 100 в кузове С3, Ford Sierra / Scorpio

Разве Ford Scorpio немец?

Немец конечно. Авто разрабатывали специально под европейский рынок. Впрочем, до сих пор сохранилось европейское отделение Ford, которое занимается разработкой моделей исключительно для рынков Старого Света.

Расскажи, какие марки авто ты бы ни за что не взял в работу?

Применительно к маркам такого разделения нет… Хотя определенно есть авто, ремонт которых связан с определенными трудностями в своей основе за счет трудоемкого процесса демонтажа узла… Например, в Mercedes A series применена сендвич-конструкция пола, так конструкторы добивались первоклассной на свое время безопасности. Соответственно, для того, чтобы добраться до генератора или стартера нужно вывешивать двигатель

Не взял бы я в работу машину, где горе мастера уже колдовали над доработкой электрики… Практика показывает, что времени на устранение таких неисправностей тратится много, а заработок в итоге оказывается не таким уж и большим. Не забывай, у нас нет фиксированной ставки, только процент от выполненных работ.

xnalu9

Насколько я знаю, на крупных СТО за выполнение определенной операции отвечает свой человек: один снимает агрегат с машины, другой ремонтирует, третий подбирает нужные запчасти…Есть ли у вас такое разделение труда?

Сам по себе штат работников у нас невелик, потому о распределении ролей загадывать не приходится…Обычно, если я беру авто в работу, то сам и демонтирую агрегат, и диагностирую, и ремонтирую…

Подбором запчастей тоже занимаешься?

В мои прямые обязанности подбор запчастей не входит. Однако, часто так удобнее и экономнее в плане времени…

Сейчас при подборе запчастей используются специальные компьютерные программы: вводишь серийный номер агрегата и программа тут же раскладывает его на составные части…

Да, мы тоже пользуемся подобными программами. Однако, бывает, что программа просто не знает или не видит нужный агрегат. В этом случае приходится действовать по старинке с помощью каталога и штангенциркуля…

Раз уж разговор зашел за запчасти…Вопрос их качества не первый год терзает умы автомобилистов…Как сделать правильный выбор и не прогадать? Тем более, при таком обилии noname китайщины в продаже?

Качество запчастей прямо пропорционально их цене – формула, как видишь, совсем не сложна. Бывают исключения, но редко… Китайские аналоги мы стараемся предлагать в крайнем случае, когда уж ситуация совсем безвыходная: нет в наличии другого производителя, нет лишних денег доплачивать за качество у клиента… Однако, китайские запчасти это еще полбеды, есть беда похлеще – отечественные запчасти…Это просто мусор, хотя да, стоят буквально копейки

Все настолько плохо?

Именно со знакомства с отечественными запчастями и их качеством началась моя навязчивая привычка предварительно их проверять перед установкой на машину. Вот тебе пример: в один прекрасный день на ремонт пожаловала «Таврия» Вообще то, отечественные авто мы стараемся в ремонт не брать, да и запчастей у нас по причине их качества не водится… Однако, владелец выразил готовность самостоятельно купить все расходники, благо авторынок через дорогу…Заводим машину… характерные щелчки… еще пара дежурных проверок и вердикт – втягивающее под замену…Через 15 минут новое втягивающее, только что из магазина, уже лежало у меня на верстаке…Проверяю на стенде… и почти сразу залипают пятаки! Брак. Еще через 15 минут я уже проверял второе втягивающее – и все с тем же результатом… Хозяин машины начинает нервничать. Тем не менее, отсылаю его обратно на авторынок. С третьей попытки нам все же повезло. Но надолго ли? Прослабленные бендиксы, пробитые диодные мосты, изначально нерабочие реле напряжения – все это охотно продают для отечественных авто заранее зная, что далеко не всякий осмелится вернуться обратно и доказывать свои права потребителя.

Замечено, владельцы дорогих автобрендов, вроде тех же Mercedes и BMW часто предпочитают не заморачиваться вопросами ремонта и устанавливают просто новый агрегат в сборе… Этой же тактики стоит придерживаться владельцам отечественных авто: «Таврий», «Жигулей», « Волг» и прочего – все же брака по агрегатам в сборе меньше в разы…

Честно признаться, меня несколько удивило, что СТО старается не брать на ремонт отечественные авто…авто, о ремонтопригодности которых слагаются легенды…

Тому есть ряд причин… Основная, это дрянное качество запчастей. А ведь хочется уверенности, что после ремонта машина не приедет ко мне по гарантии…Еще одна и немаловажная: изначально, за ремонт отечественных авто берутся все кому не попадя, начиная от школьников и заканчивая техническими невеждами и просто идиотами… Как следствие, закороченная проводка, кипящая АКБ, перезаряд/недозаряд, не отбрасывающий замок зажигания и т д…Нет, конечно я могу произвести ремонт всего, что уже успели добить… Но в этом случае возникают претензии: «А почему так дорого? У меня столько нет. Я столько платить не буду». Когда мне надоело со всем этим бороться, я перестал обращать внимания на жигулеводов всех мастей…проще и выгоднее отремонтировать за это время пару генераторов от Sprinter.

Попадались ли тебе проблемные авто?

Не без этого конечно…Причем, проблемные авто, далеко не всегда конструктивно сложные авто…Иногда проблема рождается на ровном месте: к примеру, прикипели болты крепления стартера, или в ходе ремонта обламывается шпилька, или при выпрессовке подшипника треснул корпус генератора – все что угодно может быть…

А проблемные клиенты часто встречаются?

Периодически.  Однако, именно из общения с такими клиентами рождается опыт и понимание, как не нужно поступать… Раз приехал к нам в сервис мужик на старенькой Mazda 323 – помогите мол, генератор зарядки не дает. Сняли с машины генератор, разобрали – износ агрегата предельный —  вердикт: замена диодного моста, реле напряжения, подшипников и коллектора. Когда мужик узнал стоимость одного только реле напряжения (китайского аналога не нашлось, предложили оригинал), то изменился в лице: « Парни, ну может можно еще со старым  что-то сделать?!» Наши спецы согласились поколдовать над проблемой…Собрали, проверили… выдаваемое напряжение в пределах допуска, все ОК… Звоним владельцу, он забирает машину… а через неделю Мazda опять замаячила у наших ворот…Вторая жизнь релюхи была яркой и короткой, дальше все по обычному сценарию – пошел перезаряд и теперь уже замены требовали эл стеклоподьемники, центральный замок, сигнализация и магнитола… Виновными были признаны мастера СТО, им же пришлось восстанавливать поврежденную электрику… С тех пор, все усовершенствования малой кровью были сведены на нет, полностью предоставив клиенту свободу выбора: либо он ставит оригинальную запчасть, либо дешевый китайский аналог, но без гарантии, либо ищет другой сервис…

Существует ли зависимость между сложностью работ и их стоимостью?

Конечно. За сложность работ всегда берется дополнительная надбавка. Однако, простому мастеру даже это не всегда выгодно. Чем мучиться полдня с одной, но сложной машиной, проще за это время отремонтировать три более простых…

Со времени пришествия на наш рынок первого поколения Renault Logan минуло уже больше десяти лет. С тех пор французы только укрепились на отечественном авторынке, разнообразив модификации и модельный ряд. Однако, не в первый раз приходится слышать, что французские авто весьма затейливы в ремонте… Дыма без огня не бывает?

То что французские конструкторы – парни с нестандартным мышлением – сомневаться не приходится… Это мышление регулярно бъёт по карману владельцам французских авто и как может досаждает ремонтникам…Основная доля Renault и Peugeot, которые приезжают к нам ремонтироваться приходится вовсе не на легковушки, а на минивэны и развозной коммерческий транспорт. Плотная компоновка моторного отсека и навесные агрегаты, запиханные куда-то в середину мотора – их главная отличительная особенность… Снизу не подлезешь, сверху не подберешься… начинаются танцы с бубном и поиск решения проблемы…

Отличаются ли стартера/генераторы, к примеру, приготовленные по французскому рецепту от тех же немцев?

Как небо и земля. Вообще, с точки зрения ремонтопригодности лучше немецких агрегатов не может быть ничего. Они просты по устройству, компактны, и вполне по силам даже ремонтнику ниже средней квалификации. Французов в мире стартеров и генераторов представляет фирма Valeo. К квалификации мастера агрегаты Valeo более требовательны, в их конструкции много нюансов, которые нужно просто знать

 

С чем тебе больше по душе работать: со стартерами или генераторами?

Мне ближе стартера. Конструктивно они более разнообразны нежели генераторы.

И твоя любимая модель стартера?

Valeo D6RA. Этот стартер часто можно встретить на семействе Lanos.

А стартер с грузовика, например с КамАЗа, возьмешь в работу?

Без проблем. Нам довольно часто привозят агрегаты от грузовиков: КамАЗ, МАЗ…недавно приходилось перебирать стартер от американского International, а перед ним был генератор от автобуса Neoplan.

Neoplan огромный по размерам…. Как его загнали в такое небольшое помещение?

Нет, все проще. Как правило, на грузовиках или автобусах агрегаты снимают сами водители, либо механики ремонтной зоны… потом уже к нам привозят на ремонт…

Требуется ли специальное диагностическое оборудование для диагностики и проверки стартеров и генераторов?

Для первичной диагностики неисправности вполне хватает обыкновенного тестера и контрольной лампы с двумя припаянными к ней проводами…Любая диагностика начинается с выявления первопричины: приходит ли питание от замка зажигания, есть ли масса, какое выходное напряжение непосредственно с генератора, потери в проводке – для всего этого не нужно серьезное оборудование. Однако, пренебрегать этими мерами тоже нельзя… Сколько было случаев, когда тот же стартер переставал крутить лишь от того, что просто окислилась силовая клемма…

avtoelectrik

 

Если же дело дошло до ремонта агрегата, то здесь уже одним тестером не обойтись…Нам в работе помогает специальный обкаточный стенд для проверки генераторов. Сам процесс занимает считанные минуты: устанавливаем генератор, накидываем на шкив ремень, запускаем … дальше смотрим показания выходного напряжения на экране… если все хорошо, то там будет отображаться от 13.8 до 14.7 В. Есть стенд для проверки реле- напряжения, позволяющий проверку реле с «com» разъемом, завязанных на ЭБУ двигателя – очень полезная штуковина. Стартера и втягивающие мы проверяем на отдельной установке…хотя можно и по старинке:с помощью силовых клещей и АКБ…

dsc06368

А дедовский способ, со снятием плюсовой клеммы с АКБ применяете? Дескать, если при снятой клемме двигатель не заглохнет – значит зарядка есть?

 Дедовский способ применим на «дедовских» машинах. Помню, очень давно мы с другом, именно так проверяли зарядку на его немолодой «копейке»… Способ был действенный… Однако, если ты попробуешь вот так по панибратски скинуть клемму на современном Ford Focus, то у тебя просто сгорит ЭБУ, ну или если очень повезет, отделаешься заменой реле-напряжения…Стоит ли так рисковать?

Получится ли ремонтировать современный генератор /стартер буквально на коленке в гараже, как с старые добрые времена?

Что-то получится, что-то нет…Подшипники в том же генераторе без труда сможешь поменять и в обычном гараже…Но вот реле-напряжения ты в гаражных условиях никак не проверишь…Для этого нужен стенд, а к стенду в придачу голова с толковой начинкой… Спалить реле в процессе проверки – сущий пустяк. А стоит оно часто – вполовину стоимости нового генератора.

В какой мере современные генераторы / стартера подлежат ремонту?

Как правило, сохраняется довольно большая вероятность, что агрегат можно отремонтировать или восстановить – заменить можно почти все. Вопрос в цене и актуальности. Иногда, есть смысл купить и установить на машину сразу новый агрегат…В генераторах предпосылка к этому если есть повреждение обмотки: межвитковое замыкание, перегорание лаковой изоляции и т д…В стартерах, как правило, закороченный якорь или поврежденная обмотка статора…

Правда ли, что перемотать обмотку статора на генераторе обойдется на 25 – 50% дешевле, чем при покупке новой детали?

Каждая метла, конечно, по своему метет, но не знаю ни одной специализированной мастерской, где бы занимались чем-то подобным…Перемотка обмотки – весьма трудоемкий, а самое главное – длительный процесс… Во времена СССР этот метод ремонта был допустим – запчастей не было, потому ремонтировали все, что только можно. Сейчас же, производится только замена на готовую деталь

 Встречались ли тебе агрегаты не подлежащие ремонту по умолчанию, то бишь одноразовые?

Да. На одном из Ford Transit мне как-то попался одноразовый генератор: Он по сути неразборный…Коллектор,.щетки и реле напряжения представляют единую конструкцию и сверху залиты композитным составом. Впрочем, в наших краях это все больше экзотика

Кстати, об экзотике… Самый экзотический автомобиль, который ремонтировался у вас за все время?

БРДМ 2 (прим. авт. боевая дозорно разведовательная машина) Правда, к военной службе данный аппарат не имел ни малейшего отношения. Ни башни, ни пулеметов там не было, зато был установлен дизель IVECO, кожаный салон, дверь отдельная прорезана в пассажирское отделение – в общем, такой себе комфортабельный вседорожник для охоты, рыбалки и вылазок на природу…

В одном из авторитетных автомобильных изданий прочитал высказывание эксперта о надежности авто. По его мнению, авто должно быть надежным, и если это так, то ремонтопригодностью можно и пренебречь. Ты согласен с этим?

Эксперт своими словами всего лишь подтвердил современную тенденцию автомобилестроения. Именно по такому рецепту производится сейчас большинство современных авто…Но ничто не вечно, через какой-то временной промежуток надежность заканчивается и наступает черед ремонтопригодности…

Иными словами, всю ответственность за дальнейшую судьбу машины производитель перекладывает на владельца, точнее на его кошелек, и на ремонтников. Допустим, на твоем Ford Fusion забарахлил генератор – нет зарядки… Ты обращаешься к специалистам… И тут первое откровение: мастер говорит, что демонтируя генератор ты автоматически подписываешься на замену ремней приводов вспомогательных агрегатов и насоса ГУР…Оказывается, по регламенту – ремни одноразовые и не подлежат повторному использованию. Несомненно, регламентом можно и пренебречь, но только гарантии на такие работы сервисмены не дадут. Им то проблемы зачем после?

Пренебрежение ремонтопригодностью бъёт и по специалистам. Ведь квалификации мастера, который с успехом ремонтирует VW Golf 2 может уже и не хватить, когда речь заходит за какую-нибудь «пятерку» BMW ‘этак 2004 года выпуска. Отсюда некачественный ремонт. А настоящего профи еще поискать… и к слову, в нашей стране их не так и много

Кстати, о квалификации. Как считаешь, нужно ли вообще профильное образование авторемонтнику?

В том виде, в каком оно есть сейчас, нет не нужно… Гораздо проще всему учиться на практике в обыкновенном автосервисе.  Результат, как правило, выше, а подход часто куда более профессиональный, чем у среднего преподавателя техникума, который двигатель видел разве что на картинке в учебнике…Правда, это обучение – обучение на ошибках…это одна из особенностей получения практического опыта на просторах отечества.

Сколько нужно проработать на СТО, чтобы стать более менее опытным специалистом? Какое отношение у опытных профи к новичкам, которые работают буквально первые недели?

Как правило, не менее года двух. Это продиктовано большим количеством нестандартных ситуаций, которые требует соответственно, нестандартного подхода. За это время, даже человек никогда не работавший с металлом, перестает его бояться и обретает уверенность в своих действиях… Отношение у профи к новичкам чаще положительное. Особенно если человек изначально настроен на работу: учится и старается. Ну а то, что не всегда все получается – это дело времени и опыта, спешка здесь неуместна.

Есть ли на СТО, где ты работаешь специалисты с высшим образованием?

Да, примерно половина от общего числа…

Если от профильного образования современному ремонтнику мало проку, то какой смысл заканчивать ВУЗ – ведь часто это вообще совершенно другая специальность, даже не связанная с автомобилями?

Имея за плечами ВУЗ гораздо логичнее было бы устроиться каким-нибудь менеджером…

ВУЗ учит людей думать и ответственно подходить к тем обязанностям, которые на них возложены…Учить человека, который хочет узнать что-то новое и привык развивать себя намного проще, чем того, кого учили бездумно крутить гайки… Сегодняшняя техника – сложная техника и для ее ремонта требуются умные и толковые ребята, готовые вникать во все новые тонкости и нюансы…

Что до менеджеров…У каждого свой путь. Ты забываешь, что есть еще люди буквально влюбленные в автомобили…Для них работа с железом и запчастями несколько больше, чем просто работа – это любимое занятие… А совершенствоваться в том, что тебе интересно – лучше и придумать нельзя…

…тем временем пятеро мужиков заталкивали в бокс Mercedes Vito, у которого, очевидно, кончился генератор…причем, судя по лицу владельца машины, кончился внезапно. Мой недавний собеседник с тестером в руках уже стоял около подъемника…Перерыв закончился. Самое время приступать к работе…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.