ШАРМ ПРОСТОТЫ: ОПЫТ ВЛАДЕНИЯ ROVER MINI

                                                                                     Статья от портала Колеса, автор: Вячеслав Залевский
 
Спроектированная в конце 50-х годов прошлого века маленькая забавная коробчонка, нашпигованная передовыми техническими решениями исключительно ради удешевления стоимости и увеличения вместимости, оказалась полна сюрпризов. Она с легкостью покоряла сердца покупателей, завоевывала спортивные трофеи в ралли, уходила от погони в кино и умела насмешить до слез в телесериале. В канун 60-летия модели вспоминаем, за что мы так любим английскую кроху, в компании Rover Mini.

Снаружи

Являясь полноправным членом элитного клуба «Культовые авто», классический Mini все же стоит особняком среди прочих легенд прошлого. Британский ответ немецкому Жуку получился поздним, но более эффективным. Тихой сапой, оставаясь внешне все тем же милягой, хэтчбек полностью сменил клиентскую ориентацию, мутировав из автомобиля небогатых студентов в стильную игрушку для эстетствующих пижонов. Схожую революцию пережил когда-то Geländewagen, но даже он не удостоился чести возглавить собственный бренд.

mini_cooper_bkv-5

Живьем классический Mini выглядит даже забавнее, чем на фото и в кино. Трехметровая машинка (почти на 800 мм короче современного наследника) вызывает исключительно положительные эмоции. Внешне – лаконичнее некуда, пучеглазый автомобильчик с крохотными колесами десятидюймового диаметра. По сравнению с ним, экстерьер Volkswagen Beetle и Citroën 2CV, его прошлых конкурентов, – верх дизайнерского буйства. Но все гениальное просто. Да и не до дизайна было – Алек Иссигонис решал практические задачи.

mini_cooper_bkv-16 mini_cooper_bkv-14

Однако скромность скромностью, а хрома во внешности не меньше, чем в винтажном Ягуаре. Истинный британец! Передняя «люстра» фар в раллийном стиле, расширители арок, усики на бамперах – обильно украшенный фирменными аксессуарами кузов не в силах скрыть интригу, моментально считываемую опытным глазом. Оптика по кругу и решетка от Мк1 соседствуют с отсутствием наружных петель и сдвижных форточек передних дверей, которые являлись отличительной чертой машин первого поколения. Что за зверь такой?

mini_cooper_bkv-3

Внутри

Праворульный европейский автомобиль в России редкость, но Mini эта особенность только добавляет колорита. Элементы различных генераций настолько гармонично уживаются в интерьере кастома, что не хочется обвинять Rover в мошенничестве. Смотреть же без слез на примитивный салон оригинала 59 года просто невозможно.

mini_cooper_bkv-30

Передняя панель с разнесенными по углам дефлекторами, приборы по центру с неизменным громадным спидометром во главе, тахометр на руле – ясно, где черпали вдохновение создатели современных Mini. Последние генерации классической модели имели совсем другой салон, декорированный корнем ореха почище иных Ягуаров. Мне не жаль отсутствия дерева – в салоне Rover витает дух сдержанной, даже не английской – скандинавской минималистской роскоши. Светлая кожа сидений, белые шкалы приборов с ностальгическим шрифтом, руль Nardi Torino Classic, кожаные петли на дверях – обилие света только усиливает ощущение благостного спокойствия. В отсутствие опций только и остается, что медитировать. Можно вспомнить давно забытые навыки и покрутить «мясорубки» на дверях. Или поиграться старомодными переключателями, слева направо: подсос, обогрев стекла, прикуриватель свет и печка. Не забудьте оценить практичность: глубокая полка во всю ширину передней панели, объемные карманы в дверях – ни один сантиметр салона не остался без работы. Наличие рядом левого пассажира не напрягает, хотя по ширине Mini уступает предыдущему Smart  почти 160 мм. Сзади действительно можно жить, при том, что колесные арки крадут у дивана часть ширины. Есть оттопыривающиеся форточки на окнах, в открытом положении дающие щелку в пять сантиметров. Но удобство посадки – как в купе 2+2, с которыми карапуза роднит и высота. Наличие места для ног задних пассажиров гарантируют стальные карманы для багажа, являющиеся частью кузова и не позволяющие придвинуть спинку передних сидений слишком близко.

В движении

Классический Mini от начала и до конца оснащался роверовскими «четверками» серии А, ведущими свою родословную с начала 50-х. Из всего многообразия возможных модификаций мне достался литровый карбюраторный агрегат, состыкованный с четырехступенчатой «механикой», новаторски размещенной под двигателем и частично интегрированной в масляный картер.Самый увлекательный аттракцион – езда на месте переднего пассажира. Весело и страшно, когда праворульный Mini, жужжа как рассерженная пчела, обгоняет очередной кроссовер. Потом еще один и еще, а после лихо ныряет в поворот. На втором ряду еще интереснее: держаться там решительно не за что, а ремни безопасности отсутствуют. Дадите заманить себя туда – готовьтесь летать по дивану, моля водителя о пощаде. Может и услышит – о шумоизоляции создатели Mini думали в последнюю очередь.

mini_cooper_bkv-44

Приличествующие объему 42 маленьких английских пони исправно тянут кузов весом чуть больше 600 кг. В плотном городском потоке Mini ни за что не даст себя в обиду – сам будет всех задирать, как Моська. Коробка, несмотря на великоватые ходы, работает четко. И рычаг на высокой ножке, увенчанный пижонским деревянным набалдашником, всегда под рукой. Но быстрее 80 км/ч ездить дискомфортно – слишком шумно, постоянно что-то гремит и дребезжит. В реальности Мини способен получить штраф за превышение максимально допустимой на трассе скорости на 20 км/ч, но ввиду отсутствия каких бы то ни было систем безопасности делать этого не рекомендуется. Попав же в пробку лучше сразу забыть про слишком короткую первую передачу и стартовать со второй. Малыш вывезет.

Насчет картинговой управляемости – сущая правда. Отсутствием гидроусилителя владельца Mini не испугать, поэтому смело атакую первый же крутой поворот. Отклики на движения рулем на редкость живые. Крены отсутствуют как класс. Браво, сэр Иссигонис! Плевать на немаленький радиус разворота – отменно настроенное шасси дает нешуточную уверенность за рулем, вызывая счастливую улыбку с каждым пройденным виражом.

mini_cooper_bkv-43

Бюджетность и спортивность, слитые в одном флаконе, редко сочетаются с хорошей плавностью хода. Поэтому, честно скажу, от подвески много не ждал. Потрясет и ладно, чай не Jaguar. Mini и вправду скачет по ямам как каучуковый мячик, но пробоя не дождетесь. Подвеска по кругу независимая, причем с резиновыми упругими элементами. Для рессор или пружин просто не нашлось места в маленьком кузове и денег в смете проекта.

mini_cooper_bkv-36

Экономичное решение, обусловленное особенностями компоновки (маленький кузов обязан был вмещать четырех взрослых), в итоге вылилось в достойный уровень комфорта. Расставленные по углам кузова колеса – одна из причин задорной управляемости – следствие экономии места. И этот список достоинств можно продолжать. Получается все, за что мы любим Mini, досталось ему случайно? Пусть так – победителей (а регалий и титулов у малыша хватает) не судят.

История покупки

В 2007 году в Россию прибыла на продажу партия примерно из десятка классических Mini. Среди них был белый кастом из Японии, созданный на основе Rover. Автомобиль, предположительно производства конца шестидесятых, внешне и внутри имел черты от Mini разных поколений. Экземпляр был одним из самых ухоженных в той партии, поэтому быстро нашел себе владельца.

mini_cooper_bkv-22

Новый хозяин разобрал хэтчбек на мелкие детали, обновил подвеску, заказал кожаный салон, отпескоструил, покрыл антикором, покрасил в перламутровый цвет и собрал машину снова – вручную – из старых и новых оригинальных деталей. Целью было вернуть автомобиль в состояние максимально близкое к новому, попутно обезопасив хрупкий кузов от ржавчины. Увы, на финальную доработку энтузиазма владельцу уже не хватило. По слухам, по состоянию на конец 2012 года в автомобиль было вложено чуть меньше двух миллионов рублей. Собранный, но не законченный (не хватало ряда мелких деталей) хэтчбек был выставлен на продажу.

Так в 2012 году в жизни этого британца появился Андрей. Большой поклонник модели и счастливый владелец хэтчбека актуального на тот момент поколения, он как раз искал интересный вариант классического Mini. Автомобиль с пробегом 30 000 км достался ему за 600 000 рублей.

Реставрация

Андрей продолжил проект, стараясь максимально вернуть Rover сходство с первым поколением модели: заменил почти всю фурнитуру салона, принарядил экстерьер фирменными аксессуарами. Оставшаяся от прошлого владельца клавишная система приборов была заменена на аналог от Мк1. Андрей хотел даже поставить оригинальные двери с наружными петлями, но решил, что это перебор.

mini_cooper_bkv-17

Вследствие небольшой аварии часть кузовных панелей была перекрашена. В процессе ремонта выяснилось, что ДТП у Ровера не первое, и геометрия кузова нарушена – пришлось вытягивать. Техника вмешательств не требовала. Единственное – со временем перестало хватать тормозов, и Андрей поставил вперед систему от версии Cooper, а для простоев в городских пробках была установлена более производительная помпа охлаждения.

Доработки

В целях облегчения эксплуатации Mini был слегка доработан. Хэтчбек оборудован центральным замком, появились ДХО в бампере, без которых машинку днем совсем не видно в зеркалах, и мотоциклетный повторитель стоп-сигнала почти под крышей, чтобы факт торможения можно было зафиксировать из кроссоверов выше среднего. У Мк1 капот можно было открыть через решетку пальцем, поэтому Андрей поставил тросик от более поздней версии.

mini_cooper_bkv-8

Эксплуатация

Личный пробег Андрея зафиксирован на новом щитке приборов – 4000 км. Автомобиль используется исключительно в качестве летней игрушки в хорошую погоду, а на зиму прячется в чехол. Хэтчбек прост по конструкции и ломаться там особо нечему. Течи масла, характерные для ряда представителей британского автопрома тех лет, время от времени лечатся заменой сальников и уплотнителей. Главная проблема – ржавчина. С кузовом нужно обходиться очень бережно, поэтому моет свой Mini Андрей исключительно сам.

mini_cooper_bkv-6

С запчастями – никаких проблем, кроме неопределенностей со сроками доставки, которые могут варьироваться от пары недель до нескольких месяцев. На американских и английских специализированных сайтах полно деталей под любую модификацию классического Mini. На мелочевку цены не запредельные – например, спидометр стоит 160 фунтов, форсунка омывателя стекла — 3,5 фунта за штуку. Но по мелочи может набежать очень весьма прилично. Размерность деталек исчисляется в «имперской» системе, что требует повышенной внимательности при комплектации заказа, чтобы не забыть заказать многочисленные болтики, гайки, шайбы и прочую мелочевку с исчисляющейся в пенсах стоимостью.

Андрей за два года вложил в Rover почти миллион рублей. Проект восстановления автомобиля завершен в мае 2015 года, с тех пор уже два сезона Mini эксплуатируется в штатном режиме, без каких-то значимых поломок.

Несмотря на значительный тираж модели, доступность и относительную дешевизну деталей, сегодня классических Mini на ходу осталось не так много, потому как этот автомобиль довольно быстро гниет. И сохранение Mini в хорошем состоянии требует постоянного ухода и внимания со стороны владельца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.