ПОПЫТКА НОМЕР ПЯТЬ: ФЕСТИВАЛЬ РЕТРО ТЕХНИКИ OLD CAR LAND В КИЕВЕ (ЧАСТЬ3)

Конец сентября принес в Киев не только теплую погоду, но и событие, которого долго ждали и к которому не менее долго готовились… Традиционно на три дня, традиционно на территории Киевского Государственного Авиационного Музея для гостей и жителей украинской столицы распахнул свои врата Old Car Land, традиционный крупнейший ретро фестиваль…Mechanic 3035 традиционно делится впечатлениями об увиденном…

газ1

В 2000 году журнал За Рулем среди своих читателей проводил опрос на тему лучшего отечественного автомобиля столетия…Результаты были предсказуемы ­пальму первенства читатели тогда отдали ВАЗ 2101, что не удивительно, учитывая, что машина, хоть и с итальянскими корнями, принесла для отечественного автолюбителя целую эпоху, а для многих и вовсе предоставила возможность впервые оказаться за рулем собственного автомобиля… Однако, кто же был на втором месте? Тогда это стало откровением, ведь второе место в призе народных симпатий заняла ГАЗ 21 Волга, ­ один из самых недоступных труженикам социализма автомобилей…И тем не менее, как показало время, один из самых желанных…

газ2

И это совсем не миф, в середине 70 х иные граждане меняли свой новый Москич 412 или Жигули ВАЗ 2101 на, уже изрядно исколесившую по дорогам родины, Волгу ГАЗ 21, а если попадался вариант найти списанный универсал ГАЗ 22, то пределу счастья для советского гражданина не было…Чем же так подкупало 21 семейство? Скорее всего, тогда, в 70 е, сказался синдром недоступности ­ ведь запретный плод всегда сладок…Вызывала доверие Волга также своей проверенной, простой, неубиваемой конструкцией ­ для страны, где всё покупалось на века, ­ совсем не лишнее дополнение…Впрочем, в 1953 году, когда и началось проектирование перспективного 21 го семейства, никто и думать не смел о простоте — ­ в автомобиль изначально закладывался достаточно большой, по отечественный меркам, процент новизны ­и от своей предшественницы, Победы, Волга отличалась не только обликом и дизайнерским ухищрениями: новый верхнеклапанный двигатель вполовину мощнее победовского и вдобавок, на 35 кг легче по массе, система централизованной смазки передней подвески и рулевых тяг, и шутка ли ­ впервые на автомобиле, который должен был стать одним из самых массовых в стране, планировали устанавливать автоматическую коробку передач, как на на американских Oldsmobile,Chevrolet или Ford… И не беда, что гидромеханическая трансмиссия на Волгах так и не прижилась и абсолютно большинство машин комплектовалось 3 ст механической КПП, а новый 70 сильный верхнеклапанный мотор появился в серии лишь к 1962 году и для полуторатонной Волги  был, откровенно говоря, слаб…Зато в каком еще советском автомобиле было столько гармонии? А по определенным атрибутам комфорта 21 я была могла дать фору даже куда более современным Жигулям…Помните, где в ВАЗовской «классике» располагался вентилятор отопителя: шумный и вдобавок не слишком ресурсный? В Волге место этому элементу комфорта определили под капотом ­ одним источником шума в салоне меньше…За почти 14 лет производства ,( 1956 ­1970) было выпущено более 640 тыс 21 х Волг всех модификаций…

газ3

И несмотря на то, что с момента прекращения производства прошло очень много лет, эти машины все еще встречаются живьем не только на ретрофестах – основательный запас прочности в свое время заложенный конструкторами, выраженный хотя бы в толщине кузовного металла ( элементы оперения ­0,9 мм, крыша и днище ­1,2 мм, силовые элементы ­ больше 2 мм) сдает времени свои позиции весьма неспешно. Волги переходят из рук в руки, сменяют владельцев на более молодых, ­ но от этого модель вовсе не становится менее любима или узнаваема… Ее берегут, за ней ухаживают и  не перегружают работой… Она этого достойна

м403

 А вот и еще один достойный образец советской дизайнерской школы ­ Москвич 403…Про советскую дизайнерскую школу было упомянуто не случайно ­ если поставить в ряд Москвичи серии 402,407,403 и ту же ГАЗ 21, то будут видны очень схожие решения по стилю …

м4032

По сути, Москвич всем своим видом даже немного напоминает куда более, как вальяжную и респектабельную Волгу. А как иначе? ! Ведь над обликом модели 402 в свое время трудились художники ГАЗа! Впрочем, сходство с Opel Olympia Rekord образца 1953 года еще разительнее…Но все это касательно Москвичей 402/ 407… А что же 403 й ? По сути, под этим обозначением скрывалась все та же несколько перелицованная 407 модель ­ минимум отличий в дизайне ­ какая-то не такая радиаторная решетка, немного измененные по виду молдинги, бамперы без клыков… Но это если говорить о внешности, а вот внутри Москвич 403, действительно, представлял собой явную модернизацию прежнего: были тут и саморегулируемые тормозные цилиндры, и гидропривод сцепления, и измененные узлы рулевого управления,  и доработанная передняя подвеска (кстати, в отличии от Волги, в Москвичах использовались  шаровые шарниры, а не шкворни)… На этом фоне, салон изменился весьма скромно ­ руль более современной формы и немного другие отделочные материалы. Москвичу 403 была отведена роль переходной модели, потому выпускался он недолго ­ уже в 1964 году данную модель сменяет куда более эстетичный Москвич 408… Сейчас увидеть живьем 403 й ­ та еще удача…

м403э
Эмблемой с синим фоном комплектовались ранние модификации Москвичей 403… На поздних машинах фон эмблемы сменился на красный

Однако, с экспортным вариантом 403 го ситуация обстоит еще хуже. Удел этой модели ­ демонстрироваться в автомузеях и на разного рода автовыставках, что не удивительно, учитывая, что в  СССР она не продавалась. Принципиальные отличия экспортной модификации ­ во внешности… крупноячеистая радиаторная решетка, измененная форма передних поворотников, задние фонари в оригинальном обрамлении, увеличенные молдинги и даже зеркала заднего вида справа и слева от водителя ­ все это было ориентировано на западного покупателя…

заз 965

Традиционно на Old Car Land было много «Запорожцев» самых разных разновидностей и расцветок. Однако, Запорожец ­ Запорожцу рознь…На фото выше модель ЗАЗ 965 из так называемой «ранней серии», визуально отличимая от своих более поздних собратьев подфарниками, установленными на передних крыльях сверху, эмблемой в виде звезды, широким молдингом на крышке багажника спереди и прямоугольной сетчатой решеткой на капоте для лучшего охлаждения…Запорожцы в таком виде выпускались до 1962 года, причем последнее время параллельно с модернизированным ЗАЗ965А…

заз 965

Характерная черта всех «Запорожцев» — двигатель воздушного охлаждения, установленный сзади. Но были и другие отличия, которые выделяли ЗАЗик на фоне привычных Волг и Москвичей. Так, в машине применена независимая торсионная подвеска передних колес. Задняя пружинная подвеска тоже независимая, однако независимость обошлась дорого в первую очередь для владельцев: из-за конструктивной ошибки при просчете кинематики подвески, задние колеса на незагруженной и абсолютно исправной машине были подломлены немного внутрь и принимали нормальный вид исключительно в случае дозагрузки авто…На практике комический нюанс оборачивался повышенным износом резины и спорной управляемостью – при резком входе в вираж «Запорожец» грозил опрокидыванием.

раф 977

РАФ 977 Latvia ­ когда-то вот таких симпатичных микроавтобусов вдосталь колесило во улицам советских городов…Спектр задач и специальностей для них был широк: трудились РАФы и каретами скорой помощи и маршрутными такси, использовались на туристических маршрутах и даже поставлялись на экспорт, скажем в ту же Венгрию, Болгарию или Кубу… Надо заметить, что концепция автомобиля повышенной вместимости в конце 50 х начале 60 х только получала свое развитие и машина, созданная рижанами в самом конце 50 х, сумела вовремя вписаться в модный тренд…Для этого у нее было все: многоместный кузов, позволяющий с комфортом перевозить на солидные расстояния до 11 пассажиров, агрегаты от Волги ГАЗ 21, которые делали РАФ довольно динамичным транспортным средством и конечно, свой неповторимый облик…В целом РАФ 977 получился весьма удачным, хотя и не без конструктивных недостатков ( неудачная развесовка по осям накладывала существенный отпечаток на управляемость) и вполне мог конкурировать с творением VW – Transporter T1( а впоследствии и с T2) будучи по основным моментам не хуже, а чем-то даже лучше…

жук

Cерый, как мышь и скромно стоявший в стороне польский ZUK A06 почти не привлекал внимания публики… Польский труженик не слыл красавцем и в советские годы, но и предназначение его было не в том, чтобы красоваться, а в том, чтобы выполнять разного рода работу…Этой самой работы было через край, ведь в условиях пресловутого советского дефицита не хватало всего и развозного транспорта в том числе: уже упомянутый РАФ 977, его грузовой собрат ЕРАЗ 762 из солнечного Еревана и УАЗы семейства 450/452 ­ совсем негусто, учитывая настолько огромную страну… Вот тут то и пригодился ZUK A06 ­ в середине 70 х и даже 80 х годов спрос на эту модель в СССР был весьма немал, даже несмотря на значительно устаревшую конструкцию, ведь агрегаты на этот грузовичок перешли в наследство от Победы… Да и во всем остальном все просто, как все гениальное. Однако, просто не значит плохо…Угловатый кузов легче чинить и латать, плоские стекла проще в замене, а широкая унификация с модельным рядом ГАЗа позволяла оживить машину даже в условиях тотального дефицита….ZUK, как ни странно, выпускали аж до 1993 года и только широкое распространение Газели, окончательно вытеснило его с дорог отечества.

мини
Mini необычен буквально во всем — даже крышка багажника открывается не привычно вверх, а вниз…Впрочем, такой подход не лишен рационализма — подобным методом конструкторы решили проблему перевозки более менее объемной поклажи, багажник крохотному Mini полагался крохотный

Фраза: « Ой, смотри, какой классный Запорожец»- прозвучавшая где-то за спиной, заставила обернуться… Действительно, рядом стоял красный ЗАЗ968 МП, но взоры девушки были обращены вовсе не на него, а на Morris Mini Minor…Интересно, какова была бы реакция Алекса Иссигониса: ­ дизайнера и конструтора машины, к слову, получившего рыцарский титул за ее создание, услышь он данную фразу…Скорее всего, он бы рассмеялся, правда не располагающим, а скорее нервным смехом…Ведь тогда, в конце 50 х, когда создавался Mini, сравнивать его было просто не с чем, настолько неординарные для тех лет технические решения были вложены в прототип…Austin Mini можно смело называть одним из символов Великобритании, наравне с Биг Бэном, Оксфордом, кэбом и двухэтажным красным рутмастером. Появившись в продаже в 1959 м, Mini, по доброй традиции, сразу же стал предметом насмешек британских СМИ — ­ извечным поводом для шуток стали небольшие габариты машинки…  Острякам из газет было неведомо, что за компактность будущего бестселлера при проектировании развернулась настоящая война: Иссигонис требовал, чтобы Mini был действительно мини — ­ только экономия, в том числе и на материалах, могла сделать автомобиль по настоящему народным, а значит недорогим… Инженеры совершили невозможное:­ машина строилась буквально вокруг четырех сидений, с помощью которых имитировали внутреннее пространство салона будущего народного любимца…По задумке, из трех метров общей длины автомобиля не менее 1,8 метра должно было отводиться под водителя и пассажиров -­ даже по современным меркам задача довольно сложная! Именно от параметра максимальной компактности и нужно отталкиваться говоря о дизайне и о конструктивных решениях Mini: и практически полное отсутствие свесов, и маленькие десятидюймовые колесики, расставленные по углам, и даже наружные дверные петли ­ все это не просто так…

мини
Термин-описание современных малолитражек: » авто внутри явно больше, чем кажется снаружи» Mini примерил еще в конце пятидесятых.

Mini умел удивлять… Чего стоит хотя бы передний привод (и это на малолитражной народной машинке, рожденной на закате 50 х!) Да и поперечное расположение двигателя с расположенной под ним коробкой передач с единым масляным картером ­ это нечто для тех лет…

457
Mini поражал современников своей неповторимостью даже в компоновке силового агрегата: поперечно расположенный двигатель, единый масляный картер для мотора и КПП и радиатор расположенный сбоку — в оригинальности подхода конструкторам не откажешь…

Подчинили воле габаритов даже радиатор: ­ ради экономии пространства его установили не фронтально, а сбоку от мотора ­ тем самым, дав отмашку проблемам с охлаждением…Даже узлы подвески у Mini были оригинальными: ­ вместо привычных в то время рессор применили­ эластичные резиновые блоки, которые надо сказать, обеспечивали вполне приличную плавность хода, правда имели весьма скудный ресурс…Впрочем, эти и другие недочеты, вроде плохой гидроизоляции пола салона почти не повлияли на популярность автомобиля…

mini-at-
Mini на ралли Монте Карло

А победы Mini в престижном ралли Монте Карло лишь подогревали интерес к модели…Компоновка Иссигониса доказала свое право на существование в полной мере -­ Mini разошелся огромным тиражом (больше, чем 5 млн экземпляров) и за все без малого 40 лет производства превратился из утилитарного народного авто в предмет культа…Отрадно, что один из таких автомобилей доехал и до Old Car Land ­ машинка с британским национальным колоритом стала настоящим украшением выставки…

шкода

Если с капота убрать надпись Skoda, едва ли многие догадаются, что за автомобиль находится перед ними…Впрочем, даже знатоки автомобилей из Влада Болеслава отнеслись к данной Skoda 1000MB, как к автомобилю-загадке ­ экземпляр представленный на фото щеголяет бамперами и дверьми от более современной модели Skoda 100…Заводское ли это исполнение, или детали были поменяны владельцами за годы эксплуатации ­ история умалчивает… Но так или иначе, машина очень и очень интересна.

mb

На свое время модель Skoda 1000MB была весьма популярна и напрямую конкурировала, к примеру, с тем же Ford Cortina ­ не в последнюю очередь из-за сбалансированности технических характеристик, комфорта, габаритных размеров и цены…1000 MB выпускалась всего пять лет ( 1964 ­1969), но будучи по габаритам и по годам выпуска ровесницей отечественного и близкого по восприятию гражданам СССР Москвича 408, а позднее и 412 производила на современника совсем другое впечатление…И хотя у обоих автомобилей был один и тот же тип привода ­ на заднюю ось, компоновка силового агрегата различалась диаметрально ­ двигатель у модели 1000 MB располагался не спереди, а сзади и имел не привычное в подобных случаях воздушное ( VW Kafer, ЗАЗ 965),а водяное охлаждение… Да и сам однолитровый мотор был совсем не прост: ибо хранил в своем основе весьма нетривиальное для тех лет ( и даже сегодня!) решение: головка блока цилиндров, отлитая из чугуна уживалась с алюминиевым блоком цилиндров ­ чудеса да и только! Особенности заднемоторной компоновки обеспечивали и известные преимущества: хорошую загрузку ведущих колес (неоценимое качество в условиях распутицы), отсутствие в привычном понимании трансмиссионного туннеля и такой желанный ровный пол для пассажиров….а применение двигателя с водяным охлаждением позволяло снизить общий шум в салоне и со всей ответственностью взяться за эффективное отопление салона, не размениваясь на полумеры…Ну и конечно же особенности и нюансы ( а их у этой Skoda в изобилии) именно они так часто делают погоду и создают позитивное понимание: закамуфлированная под эмблему крышка заливной горловины бензобака на крыле или филигранный механизм открытия закрытия форточек ­ все вместе и по отдельности рождает понимание, за что эту машину так любили полвека назад…

форд

Еще один удивительный экземпляр, ради которого стоило отодвинуть на задний план обычное для большинства прозябание в соцсетях в свой выходной и посетить фест… Это Ford Escort MK2 Mexico RS2000. По длинному названию нетрудно догадаться, что это не обычная малолитражка – сущая правда, под личиной этого Ford cкрыта еще та история…

mikkola-escort-london-mexico-1970-01

В 1970 году Ford сумел одержать победу в самой грандиозной авантюре в мире автомобильного спорта – ралли Лондон-Мехико или World Cup Rally 70, как его именовали заграницей… 26000 км, сумасшедший перепад высот ( маршрут ралли проходил по горным серпантинам временами достигая высотной отметки в 4800(!) метров), пыль, перепад температур, и заданный организаторами достаточно высокий темп движения между контрольными участками – тогда для многих это стало пределом, гранью, которую не суждено переступить… Для многих, но только не для Ford…Боевые Ford Escort с достоинством и даже некоторым изяществом выдержали все испытания, заняв лидирующие позиции в списке…Из семи раллийных Escort до финиша добрались пять, причем все пять уместились в первой десятке, заняв соответственно первое, третье, пятое, шестое и восьмое места…Это было просто сказочное везение, особенно на фоне фатального невезения многих прославленных пилотов и марок, которые даже не смогли добраться до финиша…На волне этого оглушительного успеха и созрело вполне удачное коммерческое решение создать именной Escort, посвященной победе Ford Motor в трансконтинентальном марафоне…Так появилась модификация Ford Escort Mexicо,  которая разительно отличалась от своих малолитражных собратьев и по цене и, что самое главное, по мощностным показателям, ведь двигатель, как и на раллийных Escort здесь устанавливался от более тяжелой модели Сortina – 86 л. с. было вполне достаточно, чтобы почувствовать разницу с базовым Escort, который комплектовался мотором почти в два раза более слабым и почувствовать себя ралли пилотом в девятом поколении…Коммерчески успешную модификацию Mexico воплотили и в следующем поколении Mk2, пришедшему на смену Mk1 в 1975 году, причем аж в трех вариантах! Как водится, машины отличались двигателями и мощностью…

mk2-escort-rally-wallpaper-i12

Самым энерговооруженным из троицы Escort Mexico RS, RS1800 и RS2000 cтал последнеупомянутый вариант… Именно он и представлен на осеннем Old Car Land…Этот автомобиль 1977 года, как и легендарный раллийный предок, имеет классический привод на задние колеса…В сочетании с двухлитровым 120 сильным двигателем и умелым тест пилотом он позволял реализовать многое – достаточно посмотреть кадры кинохроники:  хищный профиль Mk2 покоряющего очередной поворот в управляемом заносе среди клубов пыли и гравия – зрелище, достойное, чтобы вспомнить и о спортивных победах и о легендарном автомобиле…В наших краях Mk2 модификации RS2000, кстати, та еще экзотика! Отдельный респект владельцу!

/ to be continued…/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.