ПО ДОРОГЕ РАЗОЧАРОВАНИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЛЛИ ЛОНДОН МЕХИКО ( ЧАСТЬ2)

/ Продолжение. Начало смотрим здесь => По дороге разочарований (Часть 1) /

Ралли Лондон-Мехико.  Более 25 000 км дорог, пара континентов, около сотни специально подготовленных автомобилей и третье командное место, занятое заводской командой «Москвич». О победах и поражениях в самом масштабном ралли 20 го столетия рассказывает Mechanic3035.

   

Назад пятьсот, пятьсот вперед…

Еще не успела забыться радость побед и горечь поражений от европейской части марафона, а экипажам раллистов уже предстояло новое испытание. Впереди Южная Америка…Общая протяженность маршрута на этот раз составила 13920 километров и затрагивала Бразилию, Аргентину, Уругвай, Боливию, Чили, Колумбию, Перу, Эквадор – почти все страны континента. Именно южноамериканская часть ралли представляла собой особую сложность марафона.

ралли лондон-мехико 1970Ралли лондон мехико

Дороги Европы по сравнению со всеми этими извилистыми серпантинами, каменистыми грейдерами, стремительным перепадом высот (маршрут был проложен через два перевала Агуа Негра и Тиклио на высоте примерно 4800 метров) и температур, казались просто детской забавой. Но это были еще далеко не все трудности: на всем протяжении южноамериканского маршрута были раскиданы скоростные спецучастки самый длинный из которых достигал без малого 900 (!) км. Такие участки пилоты проходят на максимально возможной скорости. Стоит ли говорить, что одна малейшая ошибка в пилотировании или оплошность в навигации могли обернуться минимум потерей машины, максимум — жизни.

Ралли лондон мехико

 Конечно, все участники были заранее предупреждены о многочисленных крутых поворотах, деревянных мостиках и обрывах – у каждого экипажа была легенда, где условными значками зарисовывались все нюансы по маршруту движения. Однако, на практике, напряженная соревновательная атмосфера вместе с непредсказуемыми погодными условиями вносили известную корректировку.

мюррейБыла и еще одна проблема – пыль, мелкая, вездесущая и всепроникающая: она убивала двигатели и так работавшие в режиме предельных нагрузок, она существенно ограничивала обзорность и доставляла всяческий дискомфорт пилотам. Некоторое преимущество было лишь у тех, кто успел проехать по нетронутому раллийными авто полотну дороги. И это преимущество получал отныне лидер гонки, так как стартовые номера марафона распределялись не в произвольной форме, как это было на старте европейской части ралли, а согласно места экипажа в турнирной таблице. Так, первым на старт вышел голубой, с номером 93 на бортах, Citroen Рене Траутмана. За ним, с интервалом в две минуты, мимо ликующих зрителей Рио де Жанейро следовали и остальные участники.

Надвигалась ночь (старт для первого участника был дан в 20:00, последний же покинул стартовый помост примерно в 22:30), но гонка не прекращалась даже ночью: раллийные машины с включенными люстрами из прожекторов и натужно завывая форсированными моторами уносились в темноту, взяв курс на Сан Паулу.

Ралли лондон мехико

Первый этап южноамериканской части ралли длился без малого 40 часов с конечной точкой в Монтевидео, тут размещался контрольный пункт времени, где отмечались участники по приезду. Три скоростных участка: Венгалия- Ватейяс протяженностью 195 км,  Итуноранга- Канела – 200 км пыльной равнины и Такуарембо – Сальто – 340 км по горным дорогам с отчаянной связкой крутых поворотов заставили многих пересмотреть свои планы на победу и лидерство.

Это была просто какая-то черная полоса невезения… А начиналось все очень даже неплохо.

ралли Лондон-Мехико 1970

Голубой  DS 21 Рене Траутмана, прошел уже больше двух тысяч километров по дорогам Южной Америки и по прежнему сохранял лидерство. Однако, на хвосте по прежнему висел Ford Escort Ханну Миккола, чем надо полагать, изрядно действовал на нервы лидеру….Средняя скорость чуть выше 100 км в час… Штурман Жан Пьер Хэнриот сверяясь с легендой, указал на связку поворотов. Траутман сбросил скорость, стараясь между тем отыграть хотя бы несколько секунд у фина… «  200… поворот, за ним  мостик» —  опять указал штурман. Где –то позади в двух минутах отставания мчал Escort главного конкурента по ралли, мощный Сitroen легко в управляемом сносе вошел в поворот, но со скоростью Траутман явно перебрал и теперь, поняв свою ошибку, пытался рулем и педалями газа и тормоза исправить положение – на все буквально доли секунды… мостик остался в стороне, Citrоen вылетел за пределы полотна дороги и разбился…Экипаж, к счастью, остался цел, но о восстановлении искорёженной машины не могло быть и речи.

Глобальная неудача постигла и Роджера Кларка команды Ford Motor. Он так и не добрался до столицы Уругвая: раллийный Ford Escort на полном ходу столкнулся с местной легковушкой — чудом жертв удалось избежать, но для Escort ралли было окончено.

Mikkola-Palm

Лидером гонки отныне становится Ханну Миккола – его Ford Escort прибыл в Монтевидео даже с небольшим запасом по времени. Тимо Мякинен, также выступающий на Ford Escort, был вторым. Замыкал победное трио Гай Верье на Citroen DS21.

Ралли лондон мехико

Ралли лондон мехико

Четыре из пяти советских Москвичей пришли на финиш плотной группой с небольшим разбросом по времени. Лучший показатель у экипажа под номером 28 (Потапчик, Лесовский, Баженов) – он отклонился на 22 минуты от заданного графика, худший —  у экипажа №84 (Лифшиц, Щавелев) – опоздание более чем на три часа. Однако, все пять 412 х были по прежнему в строю и это позволяло надеяться на высокие результаты в дальнейшем.

Ралли лондон мехико

За три с половиной тысячи километров пути по Южной Америке, марафонцы потеряли 19 автомобилей, что составило 25% от числа всех стартовавших в Рио. Оставшиеся 52 автомобиля: побитые и израненные, но тем не менее, еще живые были погружены на паром и отправлены в Буэнос Айрес для очередного этапа ралли.

      Остаться в живых

Очередной этап не заставил себя долго ждать. Отрезок Буэнос Айрес – Сантьяго – это 2720 километров непростой дороги через бескрайние пампасы, а в дальнейшем и через Анды. Норматив времени весьма жесткий – 28 часов в которые крайне желательно уложиться, чтобы прийти на финиш без штрафа.

Ралли лондон мехикоСкоростной участок Саладижо – Эспартилар длиной в 375 километров. Ровная и пыльная дорога позволяла держать высокую крейсерскую скорость в 110 – 120 км/ ч, временами раллисты укладывали стрелку спидометра до 150 – 160 км/ч и даже выше, пытаясь отыграть потерянные ранее минуты у соперников. Этот участок был пройден 19 ю экипажами без единого штрафного очка, среди них оказался и 412 й Москвич под номером 28. Впрочем, даже на этом, относительно спокойном на всякие происшествия скоростном участке выбыло из гонки еще три автомобиля…Такая судьба, очевидно, была уготована и экипажу №21 ( Астафьев, Сафонов, Гаркуша) – мотор их Москвича безбожно троил и дергался… Но обстоятельства сложились иначе – по счастливой случайности следом шла техничка…Экспресс диагностика и вердикт – прогорел поршень второго цилиндра (качество бензина в Южной Америке оставляло желать лучшего и раскрученные до высоких оборотов моторы нередко детонировали) То что происходило дальше напоминало помешательство – прогоревший поршень меняли даже не снимая  двигатель с автомобиля! В гараже провинциальной заправки Shell силами механиков Константина Акилова, Юрия Полторацкого, Евгения Андреева за считанные часы был произведен ремонт, на который при прочих условиях нужно было потратить не менее полдня!

Ралли лондон мехико

Ралли лондон мехико

Техничкам и механикам доставалось по полной. Основательно перегруженные запчастями и инструментом Москвичи 427 (полностью снаряженный автомобиль весил две с половиной (!) тонны, что для 1,5 литрового мотора и коробки передач было на грани выживания) шли подчас со скоростью не меньшей, чем их раллийные собратья. Иногда, правда удавалось срезать тот или иной участок маршрута, но тогда была явная угроза просто заблудиться среди равнины пампасов, горных дорог или редких и причудливо расположенных селений…

41Были технички и у иностранных команд – впрочем, они не делали погоды, прекрасно подготовленные и со всем необходимым инструментом, механики ждали свои экипажи на каждом пункте контроля времени, а также на специальных сервисных пунктах, расположенных через каждые 300 -500 км …и заблаговременно меняли все узлы, которые могли подвести в дороге. Так, на раллийных авто Ford Motor перед каждым новым длительным этапом марафона обновляли переднюю и заднюю подвеску, редуктора, коробки передач не считаясь с их запасом по ресурсу. Так было надежней.

Обратная сторона медали, заключалась в неумении лучшими раллистами Европы устранять неисправности в пути…Как правило, вера в надежность машин и везение, изменяла пилотам, когда машины не могли дальше продолжать движение из-за той или иной поломки; экипаж смиренно принимал свою участь и выбывал из соревнований.

Ралли лондон мехикоТридцать часов отдыха после того, как последний раллийный автомобиль добрался до Сантьяго и снова старт, на этот раз на спецучастке « Чилийский Прайм» протяженностью 195 км, который, из-за жесткого норматива времени, ни один экипаж не прошел без штрафных очков…И все таки, это была лишь разминка, дальнейший путь до Ла-Паса — фактической столицы Боливии и по совместительству пункта временного контроля, проходил через хребты Кордильер, к тому же на впечатляющей высоте – больше трех километров над уровнем моря – двигатели работали на пределе, задыхались от недостатка воздуха и стремительно теряли мощность… Пилотам было не намного легче: затяжной подъем, небольшой спуск, пологая петля поворота, снова подъем…. Натужно ревет мотор, первая, вторая, изредка третья передача, снова первая и опять вторая, где –то вдали простирается изумительный девственный горный пейзаж, до него никому нет дела, все внимание к краю выбитой извивающейся каменистой дороги…снова подъем, ревет мотор, опять первая, опять вторая – и так все долгие часы до ставшего таким желанным Ла-Паса.

21

 Для советской команды этот путь до Ла-Паса был отмечен и первой серьезной неудачей – не вписался в поворот и с девятиметровой высоты слетел по крутому склону Москвич №21. Ивана Астафьева, которой единственный из экипажа не был пристегнут, выбросило из машины, из за перелома ребер он больше не мог продолжать гонку… Несмотря на то, что само авто было вполне работоспособно, а два других члена экипажа готовы к дальнейшему продвижению, судьями он был дисквалифицирован.

         Немногим лучше обстояли дела и у экипажа №84 ( Лифшиц, Щавелев): в их машине прогорел поршень, исключающий скоростное движение, потом, уже при штурме горного серпантина, возникли серьезные проблемы с передней подвеской, обернувшиеся заменой всей балки, множеством штрафных очков и 17 ти часовым опозданием от графика.

43Ралли Лондон-Мехико было переполнено сенсациями. Правда, сенсации эти чаще носили драматический характер. Уже в Ла-Пасе стало известно, что трагическая участь постигла и экипаж Эндрю Кована – победителя ралли « Лондон- Сидней» Его Triumph, как и Москвич Астафьева, не вписался в поворот, и сорвался с обрыва…Кован уцелел, а вот его штурману фатально не повезло – у него был сломан позвоночник…

Четырнадцатый скоростной участок носил романтическое название « Дорога инков»  Штурмовать его отважились 38 экипажей – именно столько машин дошло до Ла Паса. Из всех спецучастков ралли Лондон- Мехико « Дорога инков» была самым сложным и протяженным – 906 километров выбитых, часто с обваленными обочинами дорог с многочисленными слепыми поворотами стоили многого. Бесконечные подъемы, ведущие к самой высокой точке раллийного маршрута — горе Тиклио (4761 метр) и окружавшие пропасти наводили пилотов на мысль, что до финиша доберутся считанные единицы…Так оно и было в действительности: искореженные, уставшие от многодневного марафона машины, одна за другой покидали трассу…После длительной борьбы сошел Citroen Гая Верье, Citroen Боба Нейрета также не дошел до финиша – окончательно похоронив шансы французской команды на победу в командном зачете Не осилил «Дорогу инков» и многострадальный экипаж №84 (Лифшиц, Щавелев)

Ралли лондон мехико

По результатам прохождения четырнадцатого спецучастка первые два места были за командой Ford Motor – первым финишировал Рауно Аалтонен, вторым Ханну Миккола – оба на раллиных  Escort. Triumph Брайана Кальчета лишь немногим отстал от лидеров и пока обеспечивал себе полноценное третье место. Постепено подтягивались и другие участники: Citroen Клодин Траутман, Austin Maxi Розмари Смит, Triumph Пэдди Хопкирка… С опозданием в три часа на финишную площадку вырулил Москвич 412 под номером 28 – лучший из советских экипажей. Еще через час добрались до финиша и два других Москвича под номерами 40 и 71.

Ралли лондон мехико

Собеслав Засада –опытнейший польский раллист, участник ралли Лондон- Сидней и теперь выступавший за команду Ford, пришел с отставанием в 14 часов – его подводила машина.

«Дорога инков» таки поддалась смелости, отваге, умению и упорству…но расслабляться было рано — впереди ждали дороги Эквадора и Колумбии, последний в Южной Америке – пятнадцатый по счету от начала марафона скоростной участок в 380 км длиной, порт Буэнавентура и самый решающий этап…

      Время побеждать

Ралли лондон мехико

Пароход «Верди» — не представлял собой ничего необычного – для обыкновенного обывателя — пароход, как пароход, даже взгляду зацепиться сильно не за что. Однако, для раллистов – он был символом удачи и везения. Все дело в том, что Верди мог принять на свой борт никак не более 35 автомобилей…Экипажу, добравшимся до Буанавентуры 36 м оставалось бы только кусать локти, клясть судьбу, машину и себя…Однако, на деле все было намного прозаичней, ведь благополучно закончить гонку по дорогам южноамериканского континента удалось только 26 автомобилям. 22 мая машины были погружены на пароход, который и перевез их через .Панамский Канал.

Ралли лондон мехико

Центральная Америка. Заключительные 4548 километров по маршруту Панама — Коста Рика — Никарагуа — Гондурас — Эль Сальвадор – Гватемала — МексикаЗаключительные шестнадцатый и семнадцатый скоростные спецучастки. Средняя скорость порядка 130 – 140 км/ч. Чувствуя скорый финиш, пилоты гнали свои машины на пределе возможностей, забыв про отдых и сон — вперед и только вперед. Развернулась нешуточная борьба в рядах лидеров. Первое место уверенно удерживал Ханну Миккола, за второе боролись Ford Escort Аалтонена и Triumph Калчетта. А позади, плотной группой, выжидая любую оплошность лидеров, шли  Хопкирк, Мякинен, Фол Вот пронесся Собеслав Засада – он еще надеялся отыграться на скоростных участках, но в личном зачете шел восьмым, вот Austin Maxi Розмари Смит, следом Москвич 412…

Клодин Траутман

Увы, не обошлось без трагедии и даже на этом, заключительном этапе ралли – Citroen Поля Кольтеллони, двигаясь с огромной скоростью не сумел разминуться со встречным автомобилем. Удар был такой силы, что обе машины представляли собой лишь груду металла, в довершении всего они вспыхнули. Штурман Идо Маранг остался в объятой пламенем машине навсегда… . Злой рок по пятам преследовал команду Citroen – завершающим аккордом неудач французов стал стук в двигателе Citroen Клодин Траутман – жены известнейшего раллиста Рене Траутмана. Клодин не дотянула до финиша каких-то 140 километров….DS21 сиротливо прижался к обочине, ему тоже очень больно и обидно, так же как и его отважной хозяйке … мимо, на полном ходу проносятся те, кому еще пока везет…

Повезло, правда в переносном смысле, экипажу под номером 26. Ночью Escort, которым управлял Тони Фол налетел на лошадь. Круп лошади тяжело упал на капот, выбил лобовое стекло и частично переместился в салон…Мертвое животное с большим трудом оттащили к обочине и Ford зарычав мотором и взвизгнув шинами устремился в пугающую неизвестностью темноту.

Технический финиш огромного и сложного марафона состоялся в небольшом городке Фортина, что под Мехико…Разочарований больше не было – были улыбки и приветствия жителей, радость гонщиков и механиков, бесконечное щелканье затворами фотоаппаратов, интервью и общая эйфория, что все уже позади…

победитель

Ставка BLMC на Triumph оправдалась в полной мере - почетное второе место больше чем здорово для трансконтинентального марофона
Ставка BLMC на Triumph оправдалась в полной мере — почетное второе место больше чем здорово для трансконтинентального марофона

Первое место в личном зачете, как и предполагалось, занял Ханну Миккола. Удача улыбнулась ему и он был лучшим, так же как его боевой Ford Escort, сумевший так достойно вынести все передряги и испытания. Брайан Калчетт на Triumph 2.5 PI таки сумел отвоевать себе второе место. Третьим победителем в этой сумасшедшей гонке стал Рауно Аалтонен…Женский экипаж Розмари Смитт пришел десятым, а лучший среди советских экипажей – экипаж Леонтия Потапчика, Юрия Лесовского, Эдуарда Баженова только 12 м. И это было обидно…

2

Однако, справедливости ради, надо отметить, что после неудач на южноамериканском континенте, когда за короткий срок выбыло сразу два советских экипажа, командой было принято решение напрасно не рисковать и забыть все личные амбиции – в случае потери еще хотя бы одного экипажа, терялся и шанс стать победителем в командном зачете. Благодаря этой тактике или просто волей случая, но заводская команда «Москвич, действительно завоевала бронзу на Лондон-Мехико и эта бронза стоила куда выше золота в любых других ралли, ведь как сказала Клодин Траутман: » Эта дорога полита нашей кровью…»

Таблица финальных результатов
Таблица финальных результатов

      Сама гонка нам понравилась…

Таблица финальных результатовПомните этот старый анекдот, когда у спортсменов после выступления спрашивают – «Да, вы не победили, но как вам понравилась сама гонка?»  — « Самогонка нам понравилась, оттого и не победили…» Анализируя выступление советских раллистов на Лондон-Мехико, можно говорить долго – подгонять факты, спорить с пеной у рта и доказывать противоположное…И все же заткнув национальную гордость, будем откровенны – тот же Ford Escort был куда лучше подготовлен к ралли, чем тот же Москвич, хотя его раллийная версия отличалась от базовой примерно так же, как атлет отличается от дистрофика, тот же Ford тратил огромные средства на сервис и обслуживание своей команды специалистов и машин, тот же Ford не относился наплевательски к мелочам – потому и легенды у фордовцев были прописаны много лучше и если бы не поляк Собеслав Засада, который по дружбе поделился этой самой легендой с нашими экипажами – неизвестно, сколько бы еще Москвичей сгинуло на горных серпантинах Кордильер…И конечно, у команды Ford Motor были лучшие раллисты: и Собеслав Засада, и Роджер Кларк и Ханну Миккола еще не раз по прошествии лет покажут себя как профи экстракласса…Но что было у советской команды, так это упорство, технические знания и навыки, готовность искать выход даже из критической ситуации, готовность бороться превозмогая боль, бороться и побеждать….Остается только снять шляпу перед нашими гонщиками, способными преодолеть тысячи километров горных уезженных дорог в тесном салоне маломощной малолитражки и перед механиками, которым под силу перебрать двигатель за 2,5 часа – перед людьми способными на подвиг. Эй, есть еще такие среди нас?!

Ралли лондон мехико

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.