ПО ДОРОГЕ РАЗОЧАРОВАНИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЛЛИ ЛОНДОН-МЕХИКО (ЧАСТЬ1)

mikkola-escort-london-mexico-1970-01

Ралли Лондон-Мехико.  Более 25 000 км дорог, пара континентов, около сотни специально подготовленных автомобилей и третье командное место, занятое заводской командой «Москвич». О победах и поражениях в самом масштабном ралли 20 го столетия рассказывает Mechanic3035.

      19 апреля 1970 года. Лондон. Стадион Уэмбли. Простой лондонский обыватель, привыкший к размеренному образу жизни и случайно попавший в эти края в это апрельское утро остался бы в недоумении и вряд ли сумел выдавить фразу, кроме: « What s happened? Сan you explain me, what does it mean? »

      Толпы самого разномастного народа, начиная от миллионеров и заканчивая чернорабочими снующими туда сюда, журналисты с выставленными напоказ объективами фото и телекамер, cудьи, менеджеры, организаторы, полиция и машины, много машин….Щедро обклеенные рекламой вдоль и поперек, с запасным комплектом покрышек на крышах или багажниках и установленной мощной светотехникой спереди, автомобили не могли не привлекать внимание. Около авто тоже суетились, но в отличии от простой публики, суета здесь была далеко не праздная и несколько нервная. Со стороны вполне могло показаться, что провожают большую экспедицию на освоение новых земель и континентов.

Rally-Map

    Так было положено начало грандиозному по своим масштабам и размаху ралли « Лондон- Мехико» . Нет, сама идея ралли, охватывающего несколько континентов, была вовсе не нова. За два года до описываемых событий, нечто подобное уже имело место быть – ралли Лондон- Сидней, казалось, тогда побило все рекорды и по протяженности (как никак 16000 км), и по сложности, как для людей, так и для техники ( из 98 экипажей до финиша добрались лишь 56) Но что это? Еще не успели позабыться больше похожие на тропы, горные дороги Афганистана, снег в Иране, палящий зной и риск встречи с кенгуру в Австралии, как пожалуйте на новый виток битвы. Битвы за что?

    Двигатель прогресса

мирроу контроль Как-то раз промоутер Уилтон Диксон высказался в духе, что неплохо было бы в преддверии чемпионата мира по футболу провести автомобильный марафон со стартом в Лондоне и финишем в Мехико. Таким бы образом, символически, эстафета на проведение чемпионата мира по футболу передавалась Мексике… Идея очень пришлась по душе Максу Айткину – владельцу британского ежедневного издания Daily Mirrow. Да и многие другие смотрели на подобного рода замысел очень даже положительно. И пока в СССР продвигали лозунг: « О, спорт ты мир…..» в Великобритании уже вовсю подсчитывали прибыль от грядущего события, прекрасно осознавая, что спорт – это прежде всего бизнес, реклама и public relation,  а значит и немалый доход, если дело пустить в правильное русло.

    Понимали это и автопроизводители. К событию такого масштаба, наверняка, будет приковано внимание всей мировой общественности. Да, что там общественность, это даже может повлечь передел автомобильного рынка – cудачили менеджеры из British Leyland Motor Corporation – одной из двух крупнейших автомобильных корпораций в Великобритании. И пока вокруг да около строили догадки, делали ставки, и пытались приоткрыть пелену неизвестности, в цехах, в боксах автомобильных компаний и частных энтузиастов, подавших заявку на участие в трансконтинентальном ралли, при участии маститых гонщиков и механиков, шли испытания, доводка и доработка техники, штурманами прописывались оптимальные маршруты движения – весь продвинутый  спортивный автомобильный мир готовился к World Cup Rally 1970, как окрестили предстоящее событие по аналогии с World Cup of Soccer – мировым чемпионатом по футболу.

         Рожденные летать

119 - Castrol Workd Cup Rally StickerНюанс Лондон-Мехико заключался и в том, что изначально не было установлено особых технических требований и жестких ограничений по подготовке, то бишь по сути, участвующие авто можно было дорабатывать на свое усмотрение, лишь бы впоследствии добраться до финиша. Такое положение вещей привлекло немало любителей ралли, вроде миллионера Р. Бушенана- Михаэльсона. Однако, было очевидным, что основная схватка предстоит именно заводским командам с серьезно подготовленным персоналом и техникой. На тот момент главную добычу в виде приличного куска латиноамериканского, да и европейского авторынка пытались поделить между собой Ford Motor Company и British Leyland Motor Corporation, они же и выступали основными конкурентами. British Leyland Motor Corporation – холдинг, образованный в 1968 году путем воссоединения British Motor Holdings и Leyland Motor Corporation, переживал не лучшие времена и заявив о себе в ралли надеялся отыграть ранее упущенные позиции. Его Austin 1800, несмотря на достаточно передовую переднеприводную компоновку, колеса «расставленные по углам» и дизайн кузова нарисованный Пининфарина, отнюдь не бил рекордов продаж, хотя в ралли Лондон-Сидней Падди Хопкирк на Austin 1800 пришел вторым, тем самым заставив руководство компании сделать на данную модель ставку и в ралли Лондон-Мехико.

         Основной же надеждой BLMC в новом ралли-марафоне стал Triumph 2.5PI Mk II Буквы PI в названии трактовались, как Petrol Injection (дословно бензиновый впрыск). Факт, уже в те годы англичане начали применять на своих машинах прогрессивную систему питания, взамен привычных карбюраторов (хотя и карбюраторные версии Triumph тоже были – для американского рынка)

88,1

Cказать, что машину специально не готовили к гонке – значило не сказать ничего – в конструкцию раллийного авто были внесены десятки изменений: базовая шестерка была форсирована до 150 л с, что повлекло за собой по сути другую коробку передач вкупе с главной передачей. Не забыли и про подвеску, тормоза, каркас безопасности, и дополнительные топливные баки, позволяющие вместить до 140 литров бензина.  Именно на победу Triumph так рассчитывало руководство BLMC, потому с затратами не считалось.

     Для полноты картины нелишне будет упомянуть и еще пару распространенных в те годы английских машин-участников.

austin-maxi-london-to-mexico-rally-car-mce-7-g

Austin-Maxi-2-600x350 11f2bd2s-960

     Austin Maxi – компактный переднеприводный хэчбек также представлял в ралли флаги BLMC. Машина явила собой вариацию на тему всем известного Mini, но в пятидверном кузове и с верхнеклапанным двигателем объемом 1,5 литра (74 л с ). Правда, как и абсолютное большинство участников, авто было соответствующим образом подготовлено: двигатель форсировали до 95 л с, не обошлось и без серьезной доработки ходовой. Именно на Austin Maxi в Лондон- Мехико участвовал женский экипаж во главе с известной раллисткой Розмари Смитт.

ралли Лондон-Мехико 1970

     В случае же с Mini 1275 GT, который эпизодически мелькает на кадрах кинохроники – модель являла собой скорее рекламную акцию, чем громкую заявку на победу – в силу изначально заложенного небольшого ресурса машина оказалась не готова к изнурительным многодневным марафонам. Тем не менее, в Лондон-Мехико Mini участвовал, правда c передком от более поздней модели Austin Clubman – маркетинговый ход должен был привлечь потенциальных покупателей.

ралли Лондон-Мехико 1970

      В отличии от своего британского конкурента, уготовившего основную победоносную роль тяжелому и в некоторой степени громоздкому Triumph, в Ford Motor пошли несколько иным путем и за основу своего раллийного авто взяли Ford Escort. При всем желании, иного выбора у фордовцев не было: и Taunus, и Cortina были заметно тяжелее, что сыграло бы свою роль при движении по горным серпантинам. Компромисс был найден: под двухдверным жестким кузовом Escort разместили основательно доработанные агрегаты: расточенный до 1,85 литра двигатель, форсированный по случаю до внушительных 140 л с, КПП ZF, с кардинально измененными передаточными числами и короткую главную передачу. Каркас безопасности, дисковые тормоза, дополнительные топливные баки, мощная светотехника – Escort ни в чем не уступал своему главному конкуренту Triumph 2.5PI Mk II, а в плане энерговооруженности был даже лучше, учитывая меньшую массу.

ралли Лондон-Мехико 1970

         Вкус к многодневным марафонам проявили французы. Заводская команда Citroen, вместе с заявкой на участие представила на обозрение свою версию раллийного авто на базе хорошо известной модели Citroen DS по прозвищу «богиня». Футуристичная внешность, немалые габариты, задняя колея заметно уже передней, гидропневматическая подвеска – все это несколько шокировало современников. И если в обыденной жизни такое авто имело место быть, то в спорте….в спорте Citroen cемейства DS гонялись очень неплохо – так в 1959 году Пол Колтеллони на Citroen DS завоевал титул чемпиона Европы. Дальше победную эстафету перенял Рене Траутман –еще несколько ярких побед в копилку команды Citroen.. Победа в ралли Монте-Карло, первое место в ралли Марокко…А в 1968 году на марафоне Лондон-Сидней Люсьен Бъянки на Citroen DS за малым не стал победителем, однако, за 100 миль до финиша попал в аварию… Надо признать, для ралли марафонов Citroen DS был подготовлен более чем – уже на то время машина имела в своем активе передний привод, что давало определенные преимущества в управляемости особенно на скользких участках; гидропневматическую подвеску, которая несмотря на конструктивную сложность и капризность, обеспечивала потрясающую плавность хода, что было оценено пилотами в ходе многодневных ралли, да и возможность регулировки клиренса с места водителя лишней не была. Технически удачный DS вкупе с опытнейшими раллистами и мощной технической поддержкой давал заводской команде Citroen приличные шансы на успех в Лондон- Мехико.

бенц силвер шэдоу ройс

911 й

97__Peugeot_404вагонир

seat
Внимательного читателя это фото привлечет внимание гораздо больше, чем аналогичное с изображение раллийной версии Porsche… Неужто «Жигули» ?! Все значительно проще — авто на фото — раллийный Сеат 124… Кстати, до финиша этот Сеат так и не добрался …

От известных марок и имен на старте стадиона Уэмбли буквально рябило в глазах: Porsche, Mercedes Benz, SAAB, Volvo, Peugeot, Нillman Hunter (победитель ралли Лондон-Сидней), и аж два Rolls Royce: Silver Cloud.и Silver Shadow – давно доказавших свое господство в автомобильном мире, но желавших явно большего. Десятки команд объединились под одним девизом: «главное не победа, а участие» — ведь если авто смогло пройти хотя бы отрезок этого сложного пути, значит в обыденных условиях оно то уж точно не подведет – чем не реклама для стимулирования покупательского спроса?

        Made in USSR

         Но нашим соотечественникам ралли Лондон-Мехико запомнилось вовсе не обилием иностранных брендов и тяжелыми километрами пути. Была в этом ралли интрига, заключающаяся в участии наравне с куда более именитыми конкурентами советских « Москвичей».

ралли Лондон-Мехико 1970

       Были изменения и в регламенте: на ралли Лондон-Мехико все автомобили участники разделялись на классы исходя из объёма двигателя – робкая попытка уравнять совершенно разные автомобили. Впрочем, малолитражному Москвичу это решение пошло только в плюс.

ралли Лондон-Мехико 1970 Основой для решения «Автоэкспорта» — советской внешнеторговой организации, об участии раллийной команды СССР в новом трансконтинентальном ралли, послужило вполне приличное выступление гонщиков в ралли «Лондон- Сидней» Теперь же успех предполагалось по возможности усилить и закрепить. Уж кому как ни представителям «Автоэкспорта» было известно, что «Москвич» – единственное советское авто, которое в значительных объемах можно было поставлять на экспорт, не боясь в итоге остаться без прибыли…Однако, автомобильный прогресс не стоит на месте и вот уже Европу заполонили концептуально новые переднеприводные авто Peugeot, Renault. Citroen, Austin, рядом с которыми классический «Москвич» выглядел довольно консервативно. Другое дело латиноамериканский рынок… Как и команда Ford Motor и британская корпорация BLMC, представительство «Автоэкспорта» тоже рассчитывало на свою долю лакомого пирога. А помочь в этом должны были лучшие гонщики страны, ну и конечно автомобили – недавно ставшие на конвейер Москвич 412 с 1,5 литровым мотором. Правда, несмотря на патетические речи в духе «Советское значит лучшее», бюджет советской раллийной команды был весьма скромным– всего лишь  $40000, в то время как Citroen счел нужным потратить на подготовку не меньше $300000, а команда Ford Motor и того больше.

moskvich_412_схема

         Однако, времени на обиды за чью-то экономию на было – нужно было готовиться к ралли исходя из того, что было дано. Стандартные, с конвейера, Москвичи были разобраны и вновь собраны со всей тщательностью и ответственностью. Двигатель, после прецизионной сборки и настройки, выдавал примерно 80 – 85 л с, короткую главную пару с передаточным числом 4,55 для пущей экономии позаимствовали у одноименного универсала. От него же на боевых машинах были и рессоры. Из зарубежных комплектующих на Москвичи установили амортизаторы Koni,  шины Dunlop, подшипники SKF. Дополнительные топливные баки и светотехника, каркас безопасности и защита картера двигателя венчали конструкцию раллийного авто made in USSR.

москвич412

         В марафоне Лондон-Мехико участвовали пять подготовленных Москвич 412 и четыре технички-универсала Москвич 427: две должны были непрерывно следовать за основными экипажами по европейской части ралли, две же в запакованном виде ждали прибытия основных сил в Южной Америке. Им отводилась роль запасных.

         Костяк советской раллийной команды составляли спортсмены, работавшие на АЗЛК – все опытные раллисты, имевшие на своем счету не одну сотню заездов, призеры соревнований, как внутри страны, так и за ее пределами. А Валентин Кислых, Валерий Широченков, Эдуард Баженов, Юрий Лесовский, Эммануил Лифшиц, Сергей Тенишев и Виктор Щавелев помимо прочего, принимали участие в ралли Лондон- Сидней.

         Впрочем, о ралли Лондон- Сидней теперь вспоминали лишь, чтобы лишний раз убедиться — Лондон- Мехико побьёт все рекорды и затмит собой все, что было до.

        Обратный отсчет

лондон выезд

        Лондон. Стадион Уэмбли. Все внимание привлечено к автомобилям с нанесенными на борта оранжевыми на черном фоне стартовыми номерами – непосредственными участниками марафона. Вот аккуратно съезжает с помоста и устремляется навстречу первым раллийным километрам Ford Escort Роджера Кларка – лидера команды Ford и участника ралли марафона Лондон-Сидней. Впрочем, устремляется – громко сказано – первые километры были проложены по улицам Лондона, и превыше всего для раллистов было четко соблюдать предписанный скоростной режим при движении по городу – иначе штрафные очки…

84ралли Лондон-Мехико 1970

Под номером 84 ждет своего звездного часа Москвич 412 Эммануила Лифшица и Виктора Щавелева – единственного парного экипажа среди советской команды (во всех остальных москвичах ехали по три)…А вон там, неподалеку, готовится к старту Citroen DS21 Рене Траутмана под стартовым номером 93.

Пилоты сосредоточены и даже сообщение о том, что ушедший со старта под первым номером Triumph Бобби Бушенан — Михаэльсона проехал аж полтора километра и заглох из-за неполадок в системе питания, в отличие от праздной публики, не вызывает особых эмоций.

ралли лондон-мехико 1970

         Маршрут марафона Лондон-Мехико, точнее его европейской части, был затейлив: Лондон –Дувр – Булонь-Сюр-Мер – Мангейм – Мюнхен – Вена – Будапешт – Белград – София  — Триест – Генуя – Тулуза – По – Бургос – Саламанка – Лиссабон – всего больше 7300 не самых легких километров пути. Правда, несмотря на каменистые, часто извилистые дороги, обрывы, туман и ливни, существенно ограничивавшие обзорность – многие с поставленной задачей справились на отлично. Хотя, без риска и своей доли везения не обошлось. Уже в Португалии, на одном из скоростных участков, на Москвиче 412 под номером 40 отказали тормоза…Машина, на глазах у болельщиков, поднимая град пыли и камней, на приличной скорости пролетела по косогору, и только кустарники на пути и мастерство пилота (а это был Сергей Тенишев) удержали Москвич от дальнейшего продвижения к краю пропасти…Однако, машина оказалась вполне живой – пробитую тормозную трубку как могли заглушили и экипаж продолжил свой путь…Непроизвольный выход с трассы постиг и Triumph Джека Мюррея: авто вылетело в кювет и несколько раз перевернулось – однако, как и в случае с Москвичом Тенишева сохранило работоспособность, а экипаж отделался легким испугом и царапинами.

мерс280

А вот британцу Иннесу Айрленду откровенно не повезло – в ходе ралли, в его Mercedes 280 SE обнаружились проблемы с тормозами, но не желая терять время, Айрленд продолжил гонку… за что поплатился разбитой машиной .на одном из поворотов.

         Судьба своим жребием выбирала лучших, оставляя неудачников на обочине или за ее пределами. Всего же до промежуточного финиша в Лиссабоне благополучно добрался 71 автомобиль. Лидерство прочно удерживала команда Citroen.

ралли Лондон-Мехико 1970
Рене Траутман
ралли Лондон-Мехико 1970
Citroen DS в руках умелого пилота способен на многое

В личном зачете с небольшим, но уверенным отрывом, пальму первенства захватил все тот же неутомимый Рене Траутман на Citroen DS21. Ford Escort Xaнну Миккола стойко держался на втором месте. Замыкал первую тройку еще один Citroen DS21 под управлением Гая Веррье. Советские раллисты на Москвичах 412 добрались до финиша в полном составе, заняв в общей турнирной таблице 31 е, 33 е, 34 е, 42 е и 47 е места. Солидный отрыв команд Citroen, Ford Motor и BLMC от команды СССР можно объяснять по разному, но наиболее вероятной все же представляется именно техническое отставание Москвичей, которые являли собой слегка модернизированные, но стандартные машины с откровенно слабыми (по раллийным меркам) моторами не способными на равных и с азартом тягаться с именитыми соперниками ни на горных дорогах, ни уж тем более на отличных автострадах Европы.

ралли Лондон-Мехико 1970

Конец Первой Части. Продолжение => По дороге разочарований (часть 2)

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.