БРАТ ПО КРОВИ ВЛАДЫЧЕСКОЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР АЗЛК 2142 КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

 5ad165cf98b3

Общеизвестный факт – как вы яхту назовете, так она и поплывет. Однако, княжеские имена не принесли моделям АЗЛК ни славы, ни доброй памяти…В летописи седана представительского класса, а по совместительству и последней серийной модели в истории московского завода разбирался Mechanic3035

 

Для начала немного хронологии: 2002 год. На автосалоне в Женеве представлен седан премиум-класса Volkswagen Phaeton – первый автомобиль подобного ранга за всю историю народной марки…По-немецки выверенные пропорции, строгий силуэт, обилие электроники внутри – став премиум-первенцем концерна, Phaeton просто обязан был удивлять, удивлять настолько, чтобы простой обыватель не воспринял со всей строгостью факты, что донором для машины послужила платформа AUDI A8…И Phaeton удивлял – уникальный двигатель W12 о 420 л. с. мощности, вариации на тему переднего или полного 4 motion привода, пневматическая подвеска, ручная сборка и эксклюзивная возможность для заказчика увидеть, как происходит процесс сборки его личного автомобиля сквозь специальные панорамные витрины – подобный подход впечатлял даже искушенных, успевших много чего повидать и испытать в автомире… И знаете, ведь не сложилось…Проект не оправдал надежды и попросту говоря провалился, несмотря на огромные финансовые вложения, старания инженеров и маркетологов. Как результат, совершеннейший по ряду пунктов Volkswagen Phaeton промучившись на конвейере долгие 14 лет и измотав вконец нервы руководства был снят с производства… Более того, педантичные немцы даже внесли модель в тройку самых убыточных автомобилей, произведенных за последнее время…Так в чем же была загвоздка? Увы, ответ лежит на поверхности – в родословной – да, да: дословный перевод марки Volkswagen – народный автомобиль… И где это видано, чтобы народный автомобиль был представительского класса, да еще ровня великолепному Mercedes Benz?! А ведь в консервативном премиуме традиции ценятся на вес золота – неважно кому сейчас принадлежит по факту Bentley, важно, что в этой марке до сих пор жива история – уже только из-за нее многие готовы выбросить громадные деньги… Упоминать о творениях Volkswagen в этом материале, пожалуй, не было бы смысла, если бы не поразительная схожесть событий. Задолго до немцев, в 1997 году, на АЗЛК уже умудрились наступить на эти грабли – удар оказался роковым — начало конца марке Москвич было положено…Впрочем, все началось еще раньше…

Заграница нам поможет

Уже в конце 80 х большей части инженеров, работавших над созданием первого переднеприводного Москвича, а впоследствии занимающихся доводкой серийных образцов было ясно, что их детищу сулит провал… И хотя из весьма посредственного Chrysler Simca, признанного между прочим, лучшим автомобилем 1976 года, и удалось создать на выходе автомобиль, соответствующий отечественным реалиям и даже вполне современный для тех лет – это все было на бумаге с чертежами, графиками и таблицами… Реальное внедрение, а после и освоение в производстве модели АЗЛК 2141 шло с большим скрипом и чередовалось с немалыми трудностями… Завод постоянно подводили смежники, в результате чего на товарные автомобили устанавливались узлы и агрегаты с явными дефектами, а то и вовсе откровенный брак ( вспомните пластмассовые бампера, разваливающиеся от малейшего касания и теряющие со временем свой цвет или пластиковую приборную консоль, которая на иной модели щеголяла аж трехцветным окрасом, ибо собиралась из того, что было под руками, или даже пресловутые распределители зажигания…)… По сути, новый, только что покинувший заводские врата, Москвич нуждался в опытном автослесаре, который бы полдня занимался доводкой машины до кондиционного ( читай рабочего) состояния: регулировал карбюратор и привод сцепления, прокачивал тормоза, искал потерянные контакты и конечно же производил протяжку всего и вся — бывали случаи, когда у новых, с конвейера, машин во время движения отваливались колеса…Казалось бы, типичные детские болезни, у кого их не было…Однако, время шло, Москвич 2141 не успевший толком повзрослеть, стремительно устаревал, а болезни перешли в хроническую стадию…И хотя робкие попытки лечения все же предпринимались, как правило, дальше выписки рецепта, из разряда «как надо» дело не заходило… А тут еще у больного выявился и серьезный недуг – порок сердца…Вся беда, что на 41й по первой устанавливали лишь два двигателя и оба явно маломощные, для автомобиля, который по своему рангу должен был занять место между «Жигулями» и номенклатурной «Волгой» — решение явно вызывающее вопросы у инженеров и обоснованные проклятия у автолюбителей, ибо новый Москвич с аэродинамичным кузовом, но с наспех установленными под капотом моторами от ВАЗ 2106 или того же Москвич 412 славился тупой динамикой…Но в АЗЛК у тому времени уже строился свой собственный моторный корпус, спроектированный под созданное своими силами перспективное семейство двигателей – бензиновый 8 клапанный 21414 (95 л. с.) с ременным приводом распредвала и даже атмосферный дизельный 21423 (65 л. с.). Несмотря на объем в 1,8 литра, моторы получились весьма компактными и без дополнительных переделок с успехом влезали в моторный отсек, в отличии от того же двигателя ВАЗ ,который с случае установки на 41 ю модель пришлось подвергнуть незначительным, но доработкам… Но и это еще не все – конструкторами уже вовсю обсуждался следующий шаг – на базе перспективных моторов создать 16 клапанную версию и даже турбодизель! Благо строится собственное моторного производство, а значит жить станет ярче и веселее, а Москвич, избавившись от своих недугов и получив новые моторы, найдет свое место под солнцем на рынке начала 90 х…Как бы не так!

Перемен! Мы ждем перемен!

В начале 90 х на роль АЗЛК были отведены долги, прекращение финансирования в связи с распадом СССР и заморозка всех проектов… Надо ли говорить, что за малым недостроенное собственное моторное производство, участь постигла печальная – оно было разворовано в лучших традициях отечественного менталитета… Нужно было делать какие-то шаги, чтобы удержаться на плаву – рыночная экономика не прощает пассивности… И руководство завода сделало свой выбор: вместо кажущегося сегодня логичным, усиления качественного подхода к серийным изделиям, на суд любопытных выводятся новые модели…

moskvich_2142

azlk_2142__moskvich__opyitnyiy_3-586x440m2142_9

m2142_10-600x419m2142_3-600x300

Одной из них стал проект Москвич 2142… Впервые автомобиль был представлен в 1990 году и представлял собой вариацию на тему привычного 2141, только в кузове седан — с приделанным чемоданообразным багажником и вертикальными задними фонарями в духе тогдашних Lincoln Town Car…

3-2

Эстетов коробило от вида новинки – глухие, без стекол, задние стойки и массивная корма напрочь убивали стремительность, присущую былому 41 му, унаследованную отчасти все от той же французской Simсa… Но что с этим могли поделать дизайнеры и инженеры? Ведь, изначально, в техзадании не было и слова касательно модели с кузовом типа седан… Для освоения в производстве нового типа кузова понадобилось  бы полностью пересчитывать всю силовую структуру! А это затраты – временные, а впоследствии и значительные финансовые, когда дело дойдет до ходовых прототипов и испытаний на полигоне, про дополнительную оснастку новым производственным оборудованием, скромно умолчим… Как бы там ни было – получилось, то что получилось… Впрочем, положительной динамики все одно не случилось – проект седана лег под сукно и пролежал там вплоть до 1997 года, когда о нем неожиданно вспомнили…

Старые песни о главном

0_117041_c082c841_xxl

Как водится, вспомнили о делах дней давно минувших неспроста – руководство все еще огромного завода решило ни с того ни с сего перепрофилировать предприятие под выпуск автомобилей представительского класса, найдя блестящее оправдание неудачам Москвича на внутреннем рынке ( чего уж и говорить за экспортные модификации), завязанном на острой конкуренции в народном сегменте… Из архивов срочно подняли документацию по некогда незавершенному проекту Москвич 2142, дабы довести его до статуса серийной модели… «Князь Владимир» именно такое название получил продукт реинкарнации седана 2142, от своего прототипа отличался немногим: базой, которую в угоду задним VIP пассажирам увеличили аж на 200 мм, огромными задними дверями и гаммой двигателей до того разношерстной, что ей бы мог позавидовать даже Mercedes W124 – всего около десятка модицикаций. И не беда ,что некоторые такие модификации существовали лишь в теории…

Двигатель УЗАМ
Двигатель УЗАМ 3317
Двигатель ВАЗ 2106
Двигатель ВАЗ 2106
kv2
Двигатель Renault F3R

Однако, пару тройку наиболее распространенных все же стоит назвать: так, представительский «Князь Владимир» оснащался народными моторами ВАЗ 2106 (1,6 л) и УЗАМ 3317 (1,7 л), нивовским мотором ВАЗ 2130 (1,8 л), а самым топовым среди всего этого разнообразия выступал французский мексиканского разлива Renault F3R с распределенным впрыском топлива о двух литрах объема и 112 л. с. мощности, позволяющий разогнать аппарат до максимальных 175 км/ч. Созданный еще в начале 80 х F3R известный по моделям Megane и Laguna, а кроме прочего успевший засветиться и на нескольких моделях Volvo был, конечно, несколько доработан под отечественные реалии, ведь компоновка двигателя у 41 го Москвича, а значит и у «Князя Владимира» оставалась продольной, а не поперечной, как у того же Megane…. В остальном же, французский мотор оказался выше всяких похвал — мощный, экономичный и одновременно ресурсный — он оказался именно тем недостающим звеном, которого не хватало переднеприводному Москвичу.

Были и вовсе экзотические варианты с моторами Renault F4R (2.0 л, 140 л. с.) и Renault F7R (2.0 л. 145 л. с.) с двумя распредвалами и 4 клапанами на цилиндр… Оба мотора обеспечивали отменную динамику и максималку близкую к желанным 190 км/ч…А F4R, вдобавок, выполнял экологические нормы Евро 3. Кроме «Князя Владимира» данными силовыми агрегатами комплектовался и преемник эстафеты — еще более представительский, по крайнем мере, на этом настаивала пиар служба завода «Иван Калита»…

engine
Двигатель Renault F4R
renaultf7engine2
двигатель Renault F7R
Несмотря на громкой название едва ли Москвич Иван Калита может считаться самостоятельной моделью... По сути, это наспех перелицованный Князь Владимир... Кстати, под колпаками передних фар скрывается так же оптика Hella... от Святогора...
Несмотря на громкое название, едва ли Москвич Иван Калита может считаться самостоятельной моделью… По сути, это наспех перелицованный Князь Владимир… Кстати, под колпаками передних фар скрывается та же оптика Hella… от Святогора…

Кроме линейки моторов, «Князь Владимир» имел полное право пощеголять комплектующими — от известных брендов рябило в глазах: сцепление Valeo, главный тормозной цилиндр с  вакуумным усилителем Lucas, шрусы GKN, бензонасос Wallbro, шины Goodyear и прочее и прочее…Венчала конструкцию новая, не использовавшаяся ранее на моделях АЗЛК оптика головного света Hella, которая потянула за собой несколько иные бампера, форму капота и новую облицовку радиатора – осовремененный таким способом облик пришелся модели к лицу, особенно если не обращать при этом внимание на выполненную топором и состоящую из сплошных углов корму…

44e317cs-960 36157

Кстати, передняя часть от «Князя Владимира» без изменений перекочевала и на народный 41 й, который после такого фейслифтинга стал называться «Святогор» … Как и подобает истинному автомобилю представительского класса, «Владимира» оснастили по максимуму всем, что только могло возвеличить машину в глазах покупателя:  шумо/ вибро изоляция моторного отсека, импортная рулевая рейка с гидроусилителем ZF, полный электропакет стекол, магнитола и даже страшно подумать – кондиционер и кожаный салон для модификаций с реношным мотором! Правда звук опускающихся стеклоподъёмником стекол был порой настолько специфичным, что иные владельцы просто боялись лишний раз жать кнопку…Ну, а те кто не боялись, учились бороться с фирменными отечественными моторчиками привода стекол, да и самому приводу от заедания иногда требовалась помощь в виде кулака стучавшего по обшивке двери…

kv3 kv1

Если же отбросить всю эту второстепенную мишуру, то на поверье «Князь Владимир» оказывался всего лишь обычным 41 м Москвичом со стандартным и уже изрядно устаревшим приборным щитком made in USSR, знакомой эргономикой, качеством пластмассы…Неотьемлемым отличительным признаком новой модели служил лишь громоздкий багажник – огромные недра которого недвусмысленно давали понять, что владелец этой машины должен быть либо фермером, либо таксистом, либо заядлым дачником – складной задний диван позволял спокойно перевозить даже длинномеры – лыжи, доски или складной столик …

dsc01175_0Однако, любопытно, что при всей этой лимузиноподобности с обилием места для пассажиров заднего ряда и громадном свободном пространстве за ними «Князь Владимир» не назвать настолько уж огромным автомобилем – в плане габаритов он на добрые 150 мм короче все еще привычной на наших улицах «Волги» ГАЗ 3110…И это не единственное преимущество московского седана – при сопоставимой с той же Волгой плавности хода, машина лучше управлялась и имела более прозрачные отклики на руль, довольно внятные тормоза, а если под капотом оказывался реношный двигатель, то сравнение по динамическим показателям и расходу топлива было явно не в пользу ГАЗа с 406 м инжекторным мотором… А ведь была и еще одна отличительная черта, которая сразу ставила АЗЛК2142 (индекс Князь Владимир унаследовал от прототипа) на недосягаемый до прочих отечественных, да и многих иностранных, чего там греха таить, уровень – модель планировали оснащать полным приводом. Причем, данное ноу хау было реализовано вовсе не на уровне концептуальной идеи – такие автомобили пусть и по предзаказу можно было купить ( они как правило, имели обозначение АЗЛК 2144) в частное пользование! Полноприводное шасси совместно со специалистами британской фирмы FFD начали разрабатывать еще в середине 80 х, аккурат под новые, так и не ставшие реальностью моторы, дабы наиболее полно раскрыть их возможности, благо продольное расположение двигателя, столько характерное для Москвича 2141 позволяло проделывать такие эксперименты с минимальными затратами, ибо крутящий момент передавался на заднюю ось бесхитростным карданом прямо от коробки передач… К конструкции полноприводной машины отнеслись весьма серьезно, потому и простой ее не назовешь: в трансмиссии  применены аж три  дифференциала повышенного трения типа «Квайф» со специальными винтовыми зубьями… Кроме того, полноприводные версии «Князя Владимира» комплектовались независимой, на косых рычагах, подвеской задних колес, в то время как на обычных машинах применялась обычная зависимая рычажно-пружинная подвеска… А еще модели у АЗЛК 2142 существовала и укороченная версия — купе Дуэт… Созданная якобы для молодежи машина жуткого вида, конечно, погоды не делала и, похоже служила, лишь своеобразным наставлением потомкам из разряда «как делать не надо»

148945-0d936-63445822-ua4837moskvich_2142-duet-2_coupe_1999

Купе Духэт
На лицо ужасное — доброе внутри? Купе Дуэт собственной персоной. Создать что-то более пугающее нежели эта поделка сложно

Но вернемся, к главной теме статьи — «Князю Владимиру». Как это часто бывает, достаточно интересный, или по крайней мере оригинальный автомобиль, сгубило банальное отторжение в народных кругах… В самом деле, зачем переплачивать за 200 мм дополнительного пространства сзади, если большую часть времени ездишь в одиночестве, зачем все эти вставки под дерево, если пластик в салоне дешев до убогости, перекошен от рождения и гремит в движении? Бампера хрупкие и облезают краской, замки дверей застывают на морозе, а кузов гниет кругологодично, как на обычном Москвиче 2141… За что вся эта переплата? Рассуждения в таком духе были совсем не оторваны от действительности: качество сборки московских машин, как их не назови, хоть Москвичом, хоть Святогором, хоть Князем Владимиром год от года становилось все хуже, а стоил тот же же представительский АЗЛК 2142 недешево, даже по сравнению с весьма передовым по меркам конца 90 х «десятым» семейством ВАЗ…Впрочем, в 2001 году этой дилемме пришел конец – полная остановка производства на АЗЛК подвела итоговую черту директорским амбициям и конструкторским стремлениям… Москвичи как и прежде служат верой и правдой своим рукастым хозяевам и постепенно мигрируют на свалки, а им на смену приходят комфортные и быстроходные, безопасные и искусно нарисованные автомобили … иностранных производителей… А жаль. Ведь хорошая же была когда-то машина – Москвич!

azlk1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.