БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР PONTIAC FIREBIRD ( 1977 – 1981)

та8

Это был весьма рисковый трюк – несмотря на энергетический кризис продолжать делать ставку на мощные и поджарые, но прожорливые  купе – эпоха Muscle Car отживала свой век. Но блажен тот, кто верует! О традиционных американских ценностях и о культовом Pontiac Firebird  Mechanic3035 в своем обзоре

Этот Тайсон, совсем не тот Тайсон – такую характеристику получил Железный Майк, после своего знаменитого боя с Эвандером Холифилдом в 1996 году. Увы, ничто не вечно –  даже прославленные легенды со временем угасают…Задолго до этого, в конце 80 х, когда Майк Тайсон был на пике своей боксерской карьеры, похожее изречение произнес Билл Хогланд. Нет, ему не было дела до мира бокса – Билл Хогланд, бывший исполнительный директор концерна GM этой фразой лишь подвел итоговую черту славной марке Pontiac, которая после прихода в 1984 году на пост генерального директора Роджера Смита взяла курс на реорганизацию и унификацию и тем самым окончательно потеряла свое лицо, напрочь убив оригинальность…

Полгода я мучился бессоницей… мучился бессоницей… мучился бессоницей… При этом все становится нереальным, маячит где-то вдали. Все лишь копии… копии… копий… ©

К сожалению, уже в 90 х этот подход даст о себе знать – Pontiac стремительно начнет терять фанатов и поклонников, а те проекты, которые должны были встряхнуть общество по крайней мере новизной форм ( как пример, печально известный Pontiac Aztec), неизменно приведут к результату со знаком минус… «В них нет страсти» — говаривал Билл Холанд, и пожалуй, был прав – все страстные Pontiac появились аккурат до 1984 года… Об одном из таких,  великолепном красавце, а по совместительству одном из последних настоящих Muscle Car — Pontiac Firebird  образца 1977 года и будет дальнейший рассказ..

Mister Tough Guy

ta1

А он, пожалуй, по настоящему крут, этот Firebird! Поигрывающий мускулами кузов, покоящийся на больших колесах, широкие задние стойки, легковесное заднее стекло – образец стремительности и динамичности, а хищное, благодаря вытянутому клюву капота, вкупе с агрессивной решеткой радиатора, сдвоенным квадратным фарам и остроконечным бамперам, выражение передка словно цедит: « Мы еще встретимся где-нибудь на Route 66 и там уже посмотрим, кто кого!» Впрочем, при более детальном рассмотрении от глаз не укроется факт, что формы кузова не впечатляют новизной.

Pontiac Firebird jpg

Словом, где-то это уже видели. Может на Firebird второго поколения образца начала 70х? Так и есть. Строго говоря, никто и никогда и не называл обновленный Firebird, пошедший в серию после 1977 го – революционным… По сути, это то же second generation американской «огненной птицы», но с куда более злым обликом…Однако, именно этот, немного подкорректированный в угоду времени дизайн и обеспечил всеобщий интерес к модели, которая теперь смотрелась ультрамодно…

chevrolet camaro
Chevrolet Camaro образца 1982 года….Налицо общие черты с Pontiac Firebird конца 70 х. Видимо, неспроста

А ведь, соплатформенный Chevrolet Camaro (вы не ослышались: F- body платформа у моделей Camaro и Firebird – общая, как и унификация многих узлов ) обыграет похожую концепцию в плане дизайна лишь на модели следующего поколения, которая появится на свет только в январе 1982 го.

pontiac-firebird-trans-am-1979-005295 Smokey-and-the-Bandit-51

Вторым, важным пунктом можно назвать product placement или скрытую рекламу товара – уже в конце 70 х Pontiac Firebird засвечивается в нескольких статусных картинах американского кинематографа – вспомните хотя бы вторую часть Рокки, снятую в 1979 году —  именно на Pontiac Firebird разъезжает герой Сильвестра Сталлоне… Однако, главным фильмом, принесшим модели популярность стал боевик « Smokey and the Bandit, где одну из главных ролей, причем весьма зрелищных сыграла уже известная нам модель Firebird. Низкобюджетное, по замыслам создателей, кино имело значительных успех в кинопрокате, а очереди на покупку новой модели Pontiac растянулись на добрые полгода!

You re in command!

ta2

Любить американские авто и особенно muscle car периодически рассматривая их на репродукциях журналов и иметь в собственном владении подобный экземпляр – до боли разные вещи… И хотя американцы до сих пор сохранили очень уважительное отношение к своей старой доброй классике, основательно сдобренной всеми этими мощными V8, четырехкамерными карбюраторами и визгом покрышек – даже во времена расцвета эпохи muscle car далеко не все мечтали о Mustang, Camaro, Corvett или о чем-то на них похожем…

ta3 та7

та6 та5

Имея явный спортивный задел эти авто одинаково мало подходили для далеких от техники домохозяек или скажем людей со спокойной манерой вождения, ибо быстро их утомляли своей нервностью, необузданной мощью, показной агрессией и уровнем шума… Шутка ли, тот же Camaro во время разгона по уровню шума в салоне легко мог соперничать с автономным бензиновым генератором – больше 90 ДБа! (измерения в салоне современных авто редко показывают больше 70 ДБа)

f1Не исключением, в этом плане, несмотря на рекламный слоган «You re in command!» и изображенных рядом с авто красоток на рекламном постере, стал и новый Firebird… впрочем, нет – исключения были: при все том же довольно высоком уровне шумонагруженности, весьма остром рулевом управлении ( 2,4 поворота руля от упора до упора) и посадочной формуле 2+2 – делавшую модель скорее выбором индивидуалиста, нежели примерного семьянина, в связи с ужесточением экологических стандартов и топливным кризисом первой жертвой пала пресловутая мощность: базовым двигателем Pontiac отныне стал 3,8 литровым агрегат – V6 от Chevrolet. Полностью чугунный мотор комплектовался двухкамерным карбюратором Rochester 2GC и развивал максимальную мощность в 105 л. с. при 3000 об/мин. Низкая мощность частично окупалась неплохой тягой на низах… Но все одно, мысли о сколько-нибудь динамичном перемещении стоило предать забвению, учитывая нешуточную снаряженную, более чем в полторы тонны, массу машины…Единственная отрада – стоили такие версии Firebird на 20%  дешевле версий укомплектованных более мощными моторами. Некогда выделяющийся своим крутым спортивным нравом Pontiac Firebird стал кротким и послушным, как последняя малолитражка. Пару слабосильной версии составила модель Firebird с полноценным 4,3 литровым V8 Pontiac, а несколько позднее и 5,0 литровым V8 разработки Chevrolet, которая в угоду всеобщей погоне за экономией, также не могла похвастаться достойными мощностными показателями – оснащенный двухкамерным карбюратором мотор развивал лишь 135 л. с… Оправданием, как и в первом случае служил лишьзакономерный выигрыш в моменте в 235 – 245 Нм при 2000 об/ мин….Данный мотор был базовым для разновидности Pontiac Firebird —  Formula. Для тех же, кто любит блюда погорячее предназначались версии с  V8 объемом 5,7 литров и мощностью 170 л. с. от Oldsmobile или производства Pontiac… Применение инородных двигателей вроде того же Chevrolet или Oldsmobile объяснялось тем, что автомобили подразделений GM часто заимствовали узлы и агрегаты друг у друга —  унификация была достаточно высока и благотворным образом сказывалась на ремонтопригодности и стоимости комплектующих для конечного потребителя… Но применительно к второму поколению Pontiac Firebird одним из самых известных стал мотор 455 HO —  он появился в 1971 м, а уже через два года название изменилось на SD 455 (Super Duty – 455 – объем в кубических дюймах), а конструкция подверглась некоторым доработкам – так новый мотор получил усиленный блок цилиндров, кованные клапана, алюминиевые поршни, облегченную головку блока. При объеме 7,5 литров V8 был способен развить больше 300 л. с. Однако, уже к 1976 году из-за ужесточившихся экологических стандартов производство перспективных моторов было свернуто – а модернизированный Firebird образца 1977 года в качестве самых топовых получил куда менее мощные силовые агрегаты…

Расположенный на самом видном месте компрессор кондиционера без слов дает понять : спорт спортом, а комфорт никто не отменял… Кстати, желанная прохлада в салоне обходилась владельцам Firebird ох, как недешево — на фоне стоимости базового Pontiac Firebird в $ 4270 отдавать $540 за систему кондиционирования — за гранью добра и зла

В этой статусной роли выступила пара 6,6 литровых V8 мощностью 180 – 185 л. с, отличавшихся друг от друга производителем ( либо Pontiac, либо Oldsmobile)  степенью сжатия: 7,6:1 и 8: 1 соответственно, и обеспечивающих максимальные показатели крутящего момента на уровне 320 — 325 Нм, но при разном количестве оборотов…Кстати, именно на базе этих 6,6 литровых V8 в период с 1978 по 1979 года строили форсированные варианты (двигатель W72) в 200 и даже в 220 л. с, предварительно подвергнув изменениям карбюратор, головки блока, повысив до 8,2 : 1 степень сжатия и видоизменив систему выпуска… Говоря о всей линейке моторов для Firebird нельзя не отметить их конструктивное родство – основные конструкторские решения без особых проблем переходили с одного мотора на другой…Так все двигатели, устанавливаемые на данное хардтоп-купе имели V-образную конструкцию с классическим углом развала в 90 градусов, чугунный блок цилиндров и головки блока, OHV конструкцию головы с двумя клапанами на цилиндр, приводимых в действие толкателями от единственного распредвала в развале блока, гидрокомпенсаторы клапанов ,пятиопорный коленвал с калеными шейками…Венчали конструкцию карбюраторы Rochester на две камеры (2 GC – применялись на моторах небольшой мощности от 105 до 145 л. .с.), а также четырехкамерные ( модель M4MC — устанавливались на моторах  мощностью от 170 л. с. и выше) В общем, ничего нового, чтобы могло вскружить голову поклонникам технического прогресса. Впрочем, а так ли он нужен, этот технический прогресс – ведь этот воин со старомодными взглядами и и так мог впечатлить кого угодно….  Дабы не искажать действительность, стоит заметить, что попытки оснастить Firebird чем-то более менее современным проводились. Так, в 1980 м, из соображений оптимального соотношения мощность/экономичность и экологических ограничений по выхлопу на модель заместо 6,6 литровых  V8  установят 4,9 литровый V8 Turbo. Наличие турбины поднимет мощность до 210 л. с. и вместе с тем выявит серьезные проблемы из-за хронических турболагов… Потому, фанатам Pontiac Firebird второго поколения запомнится исключительно с карбюраторными моторами… И в этом есть своя философия…

 Я считаю, к черту совершенство, к черту преуспевание, я считаю, наплевать на все это. Пора эволюционировать. Возможно, что я не прав, и это — жуткая трагедия. ©

Драчун из Мичигана

1978-pontiac-trans-am-taillights

Дабы наиболее полно охватить целевую аудиторию Pontiac Firebird имел четыре версии: Base, Esprit, Formula и Trans Am – как следствие, все эти машины имели разницу и в цене, и в комплектациях, и в мощности…

та15 Самый доступный вариант Base, как уже говорилось выше, не мог похвастать существенным запасом энерговооруженности. Однако, при всей бюджетности, не мог и называться совсем уже пустым: был здесь и гидроусилитель руля, и усилитель тормозов, а в отделке приборной панели использовалось палисандровое дерево… Следующая ступень – модель Firebird Esprit  внешне выделялась молдингами и зеркалами в цвет кузова… Гораздо больше было отличий изнутри —  на Esprit в качестве опции уже можно было заказать 265 инчевый (4.3 л) V8 производства Pontiac, а также автоматическую трехступенчатую трансмиссию…Этот же мотор для Firebird Formula уже был базовым оснащением…

формула2формула

Кроме того, Formula наравне с более дорогой версией Trans Am, успела примерить и многострадальный  4.9 литровый турбодвигатель…Самой же знаменитой версией спорткара, вполне предсказуемо стал Firebird Trans Am – именно на нее устанавливались самые мощные в линейке моторы, именно на нее же пришлась и основная часть продаж…Возможно, американцам претил факт, что элегантное и агрессивное по дизайну хардтоп-купе может не соответствовать своей внешности…Впрочем, и самый мощный в гамме Firebird 6.6 литровый V8 ( кстати, агрегатируемый не только с 3 ст автоматом, но и с механической 4 ст трансмиссией) был вовсе не гарант умопомрачительных динамических свойств. Не без помощи чугунного V8 массой почти в 400 кг, снаряженная масса «птицы» перевалила за отметку в 1750 кг!

Firebird

Тем не менее, Firebird мог разделаться с дистанцией в четверть мили за 16 секунд – вполне показательный, но не будоражащий результат…Впрочем, «прострелы» по прямой – это как раз то самое, за что так любят американские muscle cars…В случае с Firebird Trans Am эффект «выстрела» усиливался и применением иной тяговой 3,23 или даже 3,42  главной пары (против 3,08 у Firebird Base)…Что же касается управляемости и настроек шасси – с ними конструкторы особенно не мудрили: независимая пружинная подвеска спереди и мост на полуэллиптических рессорах сзади – чего же боле! Тем более, что всерьез использовать Firebird при покорении серпантинов никто и не собирался. А отдельные смельчаки очень скоро выявили бы и другой недостаток – весьма посредственные тормоза и окончательно отказались бы от затеи, пересев по случаю в европейские, куда совершенные по этим пунктам аппараты…Однако, упрекнуть Firebird в недостатках – значит полностью перечеркнуть саму идею muscle cars – путем незначительных доработок установить на самое, что ни есть серийное шасси мощный двигатель и броский кузов – тем самым подчеркнув свою индивидуальность… А ведь в условиях огромных расстояний и прямых многокилометровых дорог особого сопротивления такой подход не снискал. Это было для американцев и по американски! Но так было в 60 е годы… С тех пор многое изменилось и нещадно заполняемый породистыми европейскими и японскими брендами рынок США подсказывал, что очень скоро поколения muscle cars останутся в памяти, лишь как один из элементов достойного прошлого…

 Бой заканчивался, вопросы оставались неразрешенными, но ничто уже не имело значения.©

Впрочем, в 1981 году, когда второе поколение Pontiac Firebird уже почти совсем склонилось к закату, все было не так очевидно – преемник – Firebird третьего поколения в своей харизматичности ничуть не уступал своему прародителю…. А значит – все было не напрасно. А значит, — бой продолжается!

та9

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.